Милева Марич, красивая девушка из богатой сербской семьи, оставила след в истории благодаря тому, что была супругой великого учёного Альберта Эйнштейна. Ей завидовали многие современницы, но сама Милева счастлива в таком браке, увы, не была.
Детство и юность
Милева появилась на свет 19 декабря 1875 года в семье военного Милоша Марича и его супруги, Марии. Была самой старшей из трёх детей и с самого детства проявляла недюжинный интерес к наукам. Её детство прошло в хорватском городе Загреб, куда вскоре после её рождения в Австро-Венгерском Тителе перебралась семья. В возрасте 11 лет родители отдали её в школу для девочек в Хорватии. Её успехи в учёбе были так велики, что преподаватели порекомендовали перевести её в школу с более углублённым изучением наук.
Родители Милевы прислушались, и она продолжила обучение в школе Сремска-Митровица, в Сербии. После окончания школы она попросила отца устроить её дальнейшее обучение. В порядке исключения тому удалось договориться о принятии Милевы в мужскую королевскую гимназию. Милева была единственная девушка из всех студентов. Она успешно сдала вступительные экзамены и посещала специальные лекции по физике и математике, к которым были допущены не все студенты.
После успешной сдачи выпускных экзаменов она отправилась в Швейцарию, где продолжила обучение в женской гимназии Цюриха. Получив аттестат зрелости в 1896 году, Милева поступила на медицинский факультет Цюрихского университета. До сих пор непонятны её мотивы — она всегда тяготела к точным наукам. Впрочем, проучилась она там лишь один семестр, после чего попробовала свои силы в политехническом университете, показав высокий вступительный балл по математике. Милева избрала для себя изучение физики и математики. Одновременно с ней туда поступил и Альберт Эйнштейн.
Знакомство с Эйнштейном, замужество
Милева и Альберт столкнулись ещё на вступительных экзаменах, именно там и произошло их знакомство. Совсем скоро они подружились, так как большую часть занятий посещали вместе. Хотя поначалу и тот, и другой отмечали замкнутость и необщительность друг друга. На тот момент Альберту было всего 17 лет, тогда как Милеве исполнилось 21. Разница в возрасте не смутила Эйнштейна. Он говорил, что сразу обратил внимание на девушку:
«меня не могло не привлечь сочетание острого ума, чёрных волос и восхитительно-бледной кожи».
Зимой 1897 года Милева отправилась в Гейдельбергский университет в Германии, чтобы посещать лекции по математике и физике.
Она думала, что более углублённое изучение этих дисциплин позволит ей удачно сдать экзамены. После этого вернулась в политехнический университет и продолжила своё обучение. С успехом сдала промежуточные экзамены, заняв пятое место по баллам, чем осталась недовольна. Дружба с Эйнштейном продолжалась, обретя более близкий характер, и, возможно, именно это повлияло на то, что выпускные экзамены в 1900 году девушка сдать не смогла. Влюбившись в Альберта, себя она словно отодвинула на задний план – разглядев в нём гения, окружила его пониманием и заботой, все больше уверяя себя в собственной заурядности.
Она не опустила руки и продолжала готовиться, чтобы пересдать экзамены через год, но и это сделать не удалось из-за беременности. Написание дипломной работы тоже приостановилось, а потом и вовсе завершилось. Обучение Милеве пришлось прервать, так и не закончив университет. На поздних сроках беременности она уехала в сербский Нови-Сад, Эйнштейн же остался в Цюрихе, окончив к тому времени университет. Содержать Милеву он не мог – никто не помог ему в дальнейшей научной деятельности, хотя он рассчитывал на помощь многих преподавателей, и он перебивался случайными заработками, буквально голодая по несколько дней.
Родившуюся дочь назвали Лизерль. К сожалению, девочка не прожила долго и умерла ещё в младенчестве. Точные причины её смерти неизвестны, но исследователи жизни Эйнштейна предполагают, что это произошло из-за скарлатины – Милева упомянула об осложнениях этой болезни у дочери в одном из писем, датированных 1903 годом.
Вскоре после её смерти Милева переезжает в Берн, где Альберт к тому времени получил должность эксперта в федеральном бюро патентов, одновременно занимаясь своей научной деятельностью. 6 января 1903 года состоялась их брачная церемония, довольно скромная, на которой присутствовало лишь несколько институтских друзей. Их брак продлился вплоть до 1919 года. За это время у пары родилось двое сыновей: Ганс в 1905 и Эдуард в 1910 гг. Семья жила в более чем стеснённых обстоятельствах.
Денег не хватало, но Милева изо всех сил старалась обустроить их арендованный домик таким образом, чтобы мужу было комфортно заниматься своими исследованиями. Так, например, у него был отдельный кабинет со всем необходимым, тогда как сама Милева с сыновьями находилась в общей комнате. Её сложно было назвать образцовой хозяйкой – быт обычной жены не устраивал мечтательную, умную женщину, которую по-прежнему влекла наука. Но ей приходилось заниматься сыновьями в одиночку, так как Альберт был постоянно занят на работе либо за своими научными трудами. Кроме того, она постоянно подрабатывала, в основном давая частные уроки математики и физики, чтобы хоть немного выбиться из беспросветной нищеты.
Проблемы их брака
По воспоминаниям родных и друзей пары, а также их письмам друг другу, можно судить, что их брак не был идеален с самого начала. Страсть Альберта к жене быстро утихла. Он был весь увлечён своими идеями и трудами, тогда как семья всё больше тяготила его и не давала «раскрыть крылья». Альберт жаловался однокурснику Марселю Гроссману, что Милева совсем не так умна, как казалась ему раньше:
«Эта женщина обладает тяжёлым, неповоротливым умом», а дети поднимают такой шум, что заниматься чем-либо продуктивным решительно невозможно».
Как многие гении, Эйнштейн был эгоистичен в своих стремлениях и не хотел даже думать о том, как тяжело приходится его жене, которая искренне любила его и жертвовала всем, лишь бы ему было комфортно. Он часто указывал на то, что она «дрянная хозяйка». Из воспоминаний того же Гроссмана:
«Однажды я пришел к ним домой, надеясь застать Альберта, но его не было. Бедная женщина (Милева) одной рукой нарезала овощи для кипящего на печке супа, а другой старалась удержать приложенного к груди сына, который без остановки кричал. Лицо её было уставшим и несчастным — было видно, что ей давно не удавалось как следует поспать».
Между прочим, Милева принимала огромное участие в научных трудах супруга весь период их брака. Сам Альберт, впрочем, это отрицал, и никаких доказательств, кроме слов самой Милевы и их знакомых, не существует. В научной среде принято опровергать эти слухи.
По мере того, как Альберт достигал желанного признания на научном поприще, он всё более и более удалялся от жены и сыновей. Практически перестал бывать дома. Милева пробовала урезонить его, но это ни к чему не привело. Сыновья же не испытывали сильной привязанности к отцу, которого видели совсем нечасто. Уже в 1911 году Альберт завязал переписку с Эльзой, которая впоследствии стала его второй женой. Должность преподавателя в Политехническом университете, который он когда-то закончил, перестала удовлетворять Эйнштейна, да и денег приносила немного. В конце концов, он и вовсе уехал в Берлин в 1913 году, приняв предложение возглавить Физический институт. Милева с сыновьями сначала последовала за ним, но затем, обнаружив связь мужа с его кузиной, Эльзой, вернулась в Цюрих вместе с детьми. Альберт не препятствовал ей – их семья уже давно трещала по швам.
Развод и дальнейшая судьба
Несмотря на то, что Милева не собиралась возвращаться к Эйнштейну, да и не один из супругов не хотел этого, она не давала согласия на развод вплоть до 1919 года. В этот период Альберт уже строил новую семью с Эльзой и её двумя дочерьми от первого брака, а Милева и сыновья жили в Цюрихе, будучи в очень бедственном положении. Именно поэтому она и не спешила расторгать брак – Эйнштейн высылал им деньги на жизнь, хотя сам на тот момент тоже зарабатывал немного. Ей пришлось вернуться к преподаванию математики и физики, но получаемых денег едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами. Эйнштейн обещал ей некую отступную сумму за согласие на развод, так как надеялся на скорое получение Нобелевской премии. В 1919 году она поддалась на его уговоры, и супруги наконец развелись, однако премию Альберт получил лишь в 1922 году.
На полученные от бывшего мужа деньги Милева приобрела в Цюрихе три дома – в одном поселилась с сыновьями, а два других сдавала, получая деньги за аренду. На эти деньги они жили. Эйнштейн часто навещал сыновей, но в 1933 году эмигрировал в США вместе со своей новой семьёй, и после они уже не виделись, хотя он продолжал им писать. Ганс успешно получил образование инженера и стал именитым гидротехником сначала в Швейцарии, а после – продолжил карьеру в США. Эдуарду повезло меньше – в 1937 году ему был поставлен диагноз «шизофрения». Он был помещён в психиатрическую больницу. Два дома пришлось продать, чтобы оплатить его лечение. К сожалению, на тот момент не существовало эффективного лечения этого заболевания. Здоровье Эдуарда окончательно разрушилось из-за сеансов электрошока, которым его пытались исцелить от шизофрении. Милева не оставляла надежды на то, что сыну полегчает, и ухаживала за ним в больнице. Однако из-за пошатнувшегося здоровья в 1946 году ей пришлось оставить его в больнице и заняться своим лечением. Эйнштейн переводил ей деньги на жизнь вплоть до её смерти в 1948 году, в возрасте 72 лет.