У царской семьи было много влиятельных родственников и друзей в западной Европе. Георг V – один из действующих на тот момент монархов, которые имели реальную возможность предоставить семье российского императора политическое убежище и спасти от гибели. Он не пришел на помощь собственному кузену, с которым дружил с самого детства. Но в противном случае он мог поставить под удар собственную династию.
Связь между Николаем II и Георгом V
Первые лица Российской империи и Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии официально являлись двоюродными братьями. Супруга Николая Александра, также погибшая летом 1917 от рук большевиков, являлась двоюродной сестрой Георга. Матери Николая и Георга были родными сестрами и приходились дочерьми королю Дании Кристиану IX.
Братья проводили довольно много времени вместе в детском возрасте, поскольку часто бывали в родной стране своих матерей – Датском королевстве. Искренность дружбы кузенов подтверждалась десятками писем, которые сохранились до сегодняшнего дня. Братья называли друг друга лучшими друзьями и обещали оказывать взаимную помощь, если наступят трудные времена.
Такая дружба не могла нравиться взрослым родственникам кузенов, поскольку не представляла выгоды с политической точки зрения. Бабушка Георга Виктория скорее считала Россию врагом, чем союзником. Отношения между Николаем и Викторией наладились, когда он женился на ее внучке Алисе Гессен-Дармштадтской. В России она известна под именем Александры Федоровны. По иронии судьбы, немецкое происхождение императрицы сыграло свою роль в последующих трагических событиях для императорской семьи. В большей массе народ высказывался о ней негативно, называя высокомерной чужестранкой.
Как отреагировал Георг V на отречение Николая II
Когда Николай отрекся от престола, Великобритания выразила готовность принять его у себя. Но за короткое время решение было изменено на противоположное. Журналисты BBC в своих расследованиях этих исторических событий посчитали, что мотивом для изменения решения послужил риск утраты власти в собственной стране. Этот риск для британской монархии был минимальным, но даже его хватило, чтобы отказаться от поддержки семье Николая.
Истинное мнение Георга о ситуации с Романовыми навсегда останется неизвестным. На данный момент историки располагают лишь сообщениями секретарей и дипломатическими переписками, но все решения изложены сухим, официальным языком. Из найденных документов следует, что сначала Георг V высказывался за предоставление убежища Романовым, а затем стал категорическим противником этого. Он выступал даже против временного убежища и не хотел помогать царской семье в размещении на территории других европейских стран. Какие мысли, сомнения и тревоги одолевали британского монарха между двумя противоположными предложениями, остается только гадать.
Почему Георг отказал Николаю
В официальных заявлениях Георг V решителен, но долгое время он не мог выразить четкую позицию. В итоге позволил противоборствующим политическим силам в парламенте перехватить инициативу в спорах о спасении или отказе помощи царской семье. Одна часть парламента считала, что в помощи следует отказать, чтобы не нервировать рабочий класс. По их мнению, прибытие царской семьи в Британию может спровоцировать революционные настроения среди организованных групп местного пролетариата. В Британии Николая II считали главным неудачником в Первой мировой войне, где королевство потеряло несколько сотен тысяч своих поданных.
Другая часть политиков считала, что отказ от помощи российским монархам усилит кризис в России, выгодный для Великобритании. Сторонники спасения считали это решение необходимым для поднятия престижа монархии в 21 веке.
Разброс мнений усиливал неопределенность и затягивал принятие решения. Тем временем, шансы Романовых на получение политического убежища в Европе стремительно сокращались.
Самого Георга волновала, прежде всего, судьба его собственной семьи. С одной стороны, опальный Николай, получив поддержку, мог значительно ухудшить положение британского монарха в обществе. С другой стороны, отказ от поддержки развязывал руки большевикам. А их пример мог стать заразительным примером для других стран, где еще правили монархи.
Конец терзаниям королевской семьи и британского правительства положили сами большевики. Они пришли к власти, а премьер Ллойд-Джордж признал их новой политической силой в стране. Царская семья окончательно утратила надежду на спасение в Великобритании. Опальный монарх оказался неразрешимой проблемой не только для большевиков, но и для всей Европы. Впоследствии революционеры даже отказались от организации показательного судебного процесса, об идее которого высказывались ранее.