В конце 1980-х годов произошла самая удивительная из бартерных сделок в мировой истории, которая и сегодня поражает воображение.
Первая попытка
Начало положила газировка. Не рядовая газировка — знаменитая «Пепси». Напиток придумал в 1898 году фармацевт Калеб Брэдхем. Продукт быстро поселился в каждом втором холодильнике Америки. В конце 1930-х производители зарегистрировали товарный знак на территории СССР в надежде покорить и этот рынок, но вторая мировая война разрушила эти планы и заставила отложить задуманное на четыре десятилетия.
А вы знали, что: изначально Пепси явила себя миру под названием «напиток Брэда» — по имени своего создателя, которое сократили. Название не прижилось, и почти сразу его заменили на знаменитую «Пепси-колу» — обосновано это тем, что в первоначальный состав газировки входил фермент пепсин и орех колы.
Появление Пепси в СССР
До советского народа газировка дошла лишь в конце 1950-х годов, когда главы государств Хрущёв и Эйзенхауэр налаживали двусмысленные отношения между СССР и США. С этой целью провелись две выставки, которые должны были представить другому государству культуру потенциального партнера. Советская выставка прошла в Нью-Йорке, довольно тихо и без особого ажиотажа, однако в целом пришлась по душе американцам.
А вот американская выставка в Москве произвела настоящий фурор. Среди прочих экспонатов на выставке представили и Пепси – вкус которой тут же распробовали и расхвалили люди, которые посетили выставку. Сам Хрущёв не отказался попробовать стаканчик знаменитой газировки, что сыграло важную роль в формировании статусности напитка – ведь культ личности вождя в те годы был ещё силён. В общей сложности за полтора месяца выставки советские граждане выпили около трёх с половиной миллионов стаканчиков Пепси, и молва о чудесном напитке пошла по территории СССР. Люди восторгались газировкой и сетовали, что в СССР не найти ничего похожего.
Это интересно: для завоевания японского рынка, который был перенасыщен различной газировкой, компании Пепси пришлось пойти на ухищрения. Поэтому специально для Японии были разработаны рецептуры газировки с различными вкусами: арбуз, корица, взбитые сливки, зелёный чай, и пр. В настоящий момент именно Япония может похвастаться самым богатым ассортиментов вкусов Пепси, тогда как другому миру приходится довольствоваться не более, чем 3-4 вариантами.
Производственные мощности Пепси в СССР
В конце 1970-х в Новороссийске открыли первый завод по производству Пепси. На тот момент советский рубль было невозможно обменивать на другие валюты, поэтому заключили соглашение об обмене концентрата для производства газировки и технологического оснащения завода на знаменитую водку «Столичная». Сделка прошла как нельзя более успешно – водка вырвалась в лидеры продаж и пользовалась бешеной популярностью. Несколько лет всё шло гладко. Обмен производился не только на водку, но и на шампанское, коньяк и некоторые другие виды алкоголя – например, чачу (в гораздо меньшем количестве).
Это продолжалось, пока в 1989 году компания «Пепси» не пришла к выводу, что нужно увеличить продажи на территории СССР. А так как оформление сделки по-прежнему было возможно только в виде бартера, нужно было составить соглашение по поводу того, что Штаты получат взамен. Между двумя государствами завязался диалог по поводу передачи Штатам подводных лодок в числе 17 штук, а также трёх кораблей – фрегата, торпедоносца и крейсера. И это – в обмен на концентрат для создания Пепси. Но стоит отметить, что единицы передаваемой техники перед сделкой отслужили не менее 30 лет, и с неё сняли дорогостоящие детали. И, разумеется, вооружения на них также не было. На таких условиях заключили новый бартерный договор, и на территории СССР приготовились к открытию ещё 26 заводов по выпуску газировки.
Законы рынка
Естественный ход событий внёс коррективы в ситуацию – в 1991 году развалился Советский Союз, и компания Пепси потеряла большинство преимуществ, которые заработали тяжёлым трудом и временем. Рынок бывшего СССР подвергся резкому наплыву всевозможных товаров, преимущественно – из Китая, и конкуренты Пепси быстро отодвинули знаменитость на задний план благодаря дешевизне, а в условиях экономического кризиса это сыграло главную роль.
Эта сделка — одна из наиболее удивительных и дорогих сделок, когда-либо заключённых между частной компанией и государством, ведь её стоимость превысила три миллиарда долларов.
В 2021 году российский рынок — второй по сбыту Пепси после американского.