У главной героини всемирно известной книги-фантазии «Приключения Алисы в Стране Чудес» был реально существовавший прототип, «поделившийся» со сказочной девочкой своим именем и характером.
Маленькая Муза великого Мастера
Алиса была четвёртой из десяти детей супругов Генри Джорджа и Лорины Лидделлов. На момент её рождения (4 мая 1852 г.) отец был директором Вестминстерской школы и выполнял обязанности домашнего капеллана принца-консорта Альберта. Когда в 1856 г. главу семьи назначили на должность декана колледжа Крайст-Черч, семья переехала в Оксфорд.
Алиса, её сёстры Лорина и Эдит часто играли в саду возле библиотеки колледжа, где Льюис Кэрролл работал над своими уравнениями. Для молодого учёного, неловко чувствовавшего себя в обществе взрослых людей, сёстры Лидделл стали «идеальными маленькими друзьями».
Особенно очаровала его восьмилетняя Алиса. У неё были выразительные черты лица, изящная пажеская стрижка и модная одежда, благодаря которым девочка выглядела как живая кукла. Кэрролл, уже ставший к тому времени увлечённым фотографом, неутомимо делал снимки самой Алисы и её сестёр.
Одной из лучших его работ считается постановочный портрет, на котором девочка представлена в образе маленькой нищенки. Смелая трактовка сюжета, необычное композиционное решение неоднократно привлекали внимание историков фотоискусства и вызвали бурные дискуссии.
Факт: Вопреки распространённому мнению, Кэрролл не особо часто фотографировал Алису, и никогда — обнажённой. Из 2600 снимков, сделанных им, известны лишь 12 сольных портретов девочки. Для сравнения, другую свою юную модель, Александру Китчен, Кэрролл запечатлел 45 раз.
Отношения молодого преподавателя с младшей ветвью семьи Лидделл становились всё более тесными. Совместные игры, развлечения, прогулки на лодке, радостное и лёгкое общение пробудили в Кэрролле поэтическое воображение. Алиса стала первой и главной героиней его пожизненной привязанности к детям.
Факт: В один из июльских дней 1862 г. во время лодочной прогулки Кэрролла с сёстрами Лидделл, Алиса, которой тогда было десять лет, начала умолять старшего друга рассказать историю. По словам Кэрролла, «в отчаянной попытке и не имея ни малейшего представления, что должно случиться потом», он отправил свою героиню прямо в кроличью нору. Позже по настоянию девочки он начал записывать свой рассказ, впоследствии ставший «Приключениями Алисы в Стране Чудес».
Уже с 1858 по 1862 годы необычная близость Кэрролла с мисс Лидделл стала предметом активных оксфордских пересудов. В одних версиях высказывались предположения, что молодой диакон Крайст-Черч предлагал руку и сердце Алисе, но родители девушки отвергли его. Другие толковали внимание Кэрролла к детям Лидделлов как ухаживание за их гувернанткой, мисс Приккетт.
В июне 1863 г. произошло некое событие, истинная суть которого так и осталась загадкой. Очередная лодочная прогулка, которую Кэрролл описывает в своём дневнике как «приятную экспедицию с очень приятным завершением», отчего-то рассердила миссис Лорину Лидделл. Она запретила детям дальнейшее общение с их взрослым другом, инициировав полный разрыв отношений.
Лишь в 1870 г. Кэрроллу предоставилась возможность ещё раз, теперь уже последний, сфотографировать свою Алису.
В элегантной молодой женщине, застывшей в неловкой позе со скучающим и усталым выражением лица, почти невозможно узнать девочку, воплотившую мечты Кэрролла о «вечно длящемся золотом полудне» и пробудившую к жизни целую страну чудес, фантазий и загадок.
Юность, любовь, замужество
За то время, что не виделись писатель и его муза, Алиса взрослела и продолжала вдохновлять, но теперь уже на другие романы. Когда стали чем-то большим уроки рисования, которые давал Алисе Джон Рёскин (известный художник и теоретик искусства), родители девушки настояли на прекращении этих отношений. Сын принца Уэльского, Леопольд, будучи студентом Крайст-Черч, оказывал мисс Лидделл знаки внимания.
В конце-концов она вышла замуж за человека своего круга и ровесника, состоятельного и скучного Реджинальда Харгривза. Церемония бракосочетания состоялась 15 сентября 1880 г. в Вестминстерском аббатстве.
Зрелые годы
В своей новой жизни и в статусе замужней дамы миссис Харгривз следовала традициям домашнего уклада викторианской эпохи. В браке родилось трое сыновей:
- Алан Книветон;
- Леопольд Реджинальд;
- Кэрил Лидделл.
Два старших сына позже погибли на полях сражений в Первую мировую войну.
Супруги проживали в Хэмпшире, недалеко от национального парка Нью-Форест. Их поместье Каффнеллс стало центром общественной жизни этой части графства. Пользовавшаяся влиянием и уважением, миссис Харгривз стала первым президентом Женского института Эмери Даун. В задачи этого учреждения входила помощь женщинам в получении навыков, необходимых для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей.
Алиса стала называть себя «леди Харгривз», хотя у неё не было оснований использовать этот титул.
Испытывая финансовые затруднения после смерти мужа (13 февраля 1926 г.), Алиса была вынуждена продать на аукционе Сотбис оригинальную рукопись об Алисе в Стране Чудес, подаренную ей Льюисом Кэрроллом.
Сделка, принёсшая миссис Харгривз огромную по тем временам сумму в 14 500 фунтов стерлингов, вызвала большой общественный резонанс и была названа «невосполнимой потерей для Великобритании»: рукопись приобрёл для своей коллекции американский торговец раритетами Филипп Розенбах.
В 1832 г. Алиса получила свою часть литературной славы. По случаю 100-летнего юбилея Льюиса Кэрролла её пригласили в Колумбийский университет (США). Награждение почётной грамотой стало признанием ключевой роли Алисы Лидделл в создании бессмертной книги. Однако обретённая известность не радовала пожилую даму. Она писала своему сыну Кэрилу: «Я устала быть Алисой в Стране Чудес».
Остаток жизни миссис Харгривз провела в Вестерхэме (графство Кент, Англия). Она скончалась 16 марта 1934 г. После кремации тела прах был захоронен при соборе Св. Михаила в Линдхерсте.
Надпись на скромном надгробии гласит: «Это могила миссис Реджинальд Харгривз, Алисы из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».