Принадлежавшая императорской семье яхта «Штандарт» — ровесница неудачного царствования Николая II. В 1894 году, сразу после коронации, новоиспечённый император присутствовал при пуске в эксплуатацию построенного в Дании судостроительной компанией Burmeister & Wain трёхмачтового судна для морских прогулок и официальных приёмов. Символично, что яхта «Штандарт», как и её хозяева, закончила свои дни как мишень для стрельбы.
Слово «яхта» не должно вводить в заблуждение и внушать мысли о чём-то лёгком и «белопарусном». «Штандарт» был в полном смысле военным кораблём, обслуживался военно-морским ведомством, на его борту находились восемь 47-мм артиллерийских орудий. Обслуживал яхту, её венценосных хозяев и именитых гостей огромный экипаж численностью более 300 человек, все — военные моряки.
«Штандарт» первым из российских военных судов оборудовали радиостанцией. А охраняла императорскую яхту внушительная эскадра сопровождения, в состав которой входили несколько миноносцев и даже подводная лодка. Одной из задач группы сопровождения был разгон любопытных на маломерных судах и лодках, которые время от времени увязывались за императорским кораблём. Чаще всего это случалось во время прогулок по финляндским шхерам, которые очень любил последний российский император.
«Штандарт» с императором и членами его семьи на борту совершил несколько плаваний из Балтийского моря в Чёрное, огибая Европу. Во время дальних плаваний яхта заходила в крупные порты и принимала на борту первых лиц иностранных государств. На «Штандарте» побывали, в разное время, два английских короля, Эдуард VII и Георг V, а также император Германии Вильгельм II. Все перечисленные монархи — родственники Николая II, поэтому гостили на судне по нескольку дней. Посещал яхту и президент Франции Раймон Пуанкаре.
Во время Первой мировой войны яхту использовали как посыльное судно, после революции и национализации переименовали в «18 февраля» — день учреждения Парижской коммуны. В 1936 году яхта стала минным заградителем «Марти» (в честь французского деятеля Коминтерна Андре Марти), воевала тоже под этим именем. А после войны судно вновь переименовали, на этот раз нейтрально, в «Оку», и сделали из роскошной царской яхты плавучую казарму. Закончила яхта свои дни в 1956 году в совершенно непочётным звании — как мишень для ракетных стрельб на Северном флоте.
Владимир Царан.