В конце 1986-го года семья Локшиных из Америки переехала в Советский Союз. Глава семейства Арнольд Локшин, биохимик по профессии и специалист в области онкологии, вместе с собой в СССР привёз супругу по имени Лорен, а также троих своих детей. Американец своё первое интервью в СССР начал с интересных слов: «Теперь нас ждёт свободная жизнь!». Но что именно он имел в виду?
Локшины: жизнь до переезда в СССР
Арнольд Локшин с самого рождения имел русские корни. Дело в том, что его бабушка и дедушка были рождены в Российской империи, но в самом начале двадцатого века, остерегаясь еврейских разгромов, семья уехала в Харбин к выходцам царской России. Уже их дети, будущие родители Арнольда, уехали в Соединённые Штаты.
Сам Локшин при рождении не знал и не учил русский язык, он не имел с ним дело до тех пор, пока не решился на переезд в СССР. В Сан-Франциско в 1939-м был рождён будущий учёный-биолог, а в 1960-м уже закончил обучение в университете Калифорнии, что находился в Беркли, позже получил образование аспиранта в университете Висконсина.
Успехам Арнольда можно было позавидовать: в 1963-м он получил степень магистра в области биохимии, а в 1965-м защитил докторскую диссертацию. Став доктором наук, биохимик занял пост научного сотрудника, он также вошёл в число профессоров в небезызвестном Гарварде, где преподавал биохимию. Локшин поддерживал новое левое движение, состоял в членстве Компартии Соединённых Штатов и являлся организатором политических настроений в штате Огайо.
Лорен, будущая возлюбленная стипендиата, была рождена в 1945-м в Нью-Арке. В тот период Союз Республик восстанавливался после окончания войны. В 1967-м году стала выпускницей университета Майами. Позже она, как и Локшин, стала поддерживать идеалы левых и антимилитаристические движения, в которых была непосредственной участницей. Затем продолжила учиться и закончила аспирантуру в университете Калифорнии, но в Хэйворде. Ей уже удавалось побыть в СССР в 1970-м году, поэтому Лорен был знаком русский язык.
С молодым учёным Лорен сошлась на почве общих интересов – оба поддерживали одни и те же взгляды, продвигали в обществе марксистское направление, не признавали империализм и милитаризм США. Они поженились в 1969-м году.
После окончания аспирантуры супруга Арнольда полностью посвятила себя семье, став домохозяйкой и матерью троих детей. Дженнифер родилась в 1971-м году и была самой старшей из детей в семье Локшинов, позже в 1975-м родился Джеффри, затем в 1981-м Майкл. Всё это время их отец работал в лаборатории, которая специализировалась на изучении и предупреждении раковых заболеваний, но был уволен из неё в 1986-м году. В этот же период компания разорвала договор с Лорен, там она занимала должность агента торговли и продавала косметику. После этого семейство сделало всё возможное, чтобы уехать в Советский Союз.
Почему семья уехала из США в «совок»?
После первого визита в столицу с семьёй Локшиных назначил встречу председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко. На большой пресс-конференции семья, попросившая политического укрытия, во всех подробностях рассказала, как и какие меры использует США в противостоянии с теми, чьи взгляды отличаются от классических. Советский Союз предоставил семье большую квартиру с четырьмя комнатами. Она находилась в Новых Черемушках. Это место было известно также как «Царское село» в Москве.
Позже Арнольд получил работу в Институте экспериментальной диагностики имени Н. Н. Блохина. Там он продолжил изучать возникновение опухолей.
Полит-активист с самого начала придерживался одного и того же ответа на вопрос об эмиграции из США:
«Америка не позволяла мне и моей семье увидеть будущее».
За политические взгляды и коммунистические убеждения семья оказалась под пристальным надзором ФБР. Неоднократно она получала угрозы о жестокой расправе и письма, где в подробностях описывалось, что с ними будет. Все письма носили один и тот же послы – обществу будет всё равно, если пропадёт пара активистов. Как выразился Локшин:
«В Америке действительно есть демократия, но её рамки сильно ограничены».
За каждым по отдельности велась тайная слежка и пока членов семьи не было в доме – его обыскивали, пытались что-то найти даже на рабочем месте. В ФБР организовали прослушивание телефонных звонков и вскрытие их писем. Всё это выходило за любые рамки – даже отношения с соседями были очень напряжёнными и рассчитывать на их помощь в трудную минуту семье не приходилось. Арнольд отмечал, что его машину часто пытались повредить и прокалывали шины по нескольку раз за неделю. Страдали даже дети – их обзывали коммунистами в школе и на улице.
Американцы были настолько упёрты в своих соображениях, что отвергали советские взгляды и настрои любыми способами, поэтому травля была результатом не только стараний специальных служб, но и граждан США.
Поступок Локшиных долгое время был одной из главных тем для обсуждения, ведь как это американские граждане всё бросили и уехали не куда-то, а именно в СССР? Америка представлялась обществу как страна, которая дарит все блага своим жителям, но Арнольд опровергал это каждый день на своём собственном примере.
Дженнифер, Джеффри и Майкл Локшин освоились в СССР также быстро, как и родители. Старшая дочь начала учить русский язык ещё до переезда, поэтому ей было легче всего.
Как сейчас живут Локшины и как сложилась их жизнь?
Советские газеты пестрили заголовками, в которых привлекали читателей к семье Локшинов – рассказывали о них практически везде, включая телепередачи. История о том, как несчастная семья нашла спасения от американской тирании тронула многих, поэтому первое время Арнольд вместе с Лорен неоднократно раздавали интервью для таких выпусков. Но несмотря на своё привилегированное за счёт этого положение, вскоре глава семейства перестал появляться в СМИ ещё до распада Союза.
Свою политическую точку зрения он отстаивал и в Союзе Республик, на сей раз выражая недовольство Горбачевым и его перестройкой – в то время семья даже не получила гражданство, указ о его выдаче для всех пятерых членов семьи подписал Ельцин в 1992-м году. Теперь, будучи гражданином России, Арнольд продолжал участвовать в её политическо-управленческой жизни. Коллеги могли охарактеризовать его лишь как упрямого, неуживчивого человека – с ним было тяжело, в особенности из-за принципов, которых придерживался Локшин. Тем не менее семья эмигрантов в девяностых снова реабилитировалась в обществе за счёт своего знания иностранного языка. Арнольд организовывал переводы, Лорен в свою очередь учила детей.
Своё последнее интервью Локшин дал в 2017-м году, где подробнее рассказал СМИ о том, как сложилась жизнь его семьи после того, как новости о них утихли.
В беседе с журналистом Арнольд снова рассказал о том, почему ему пришлось вместе с Лорой – так он называл её, – и детьми уехать из США.
– Куба была запасным планом, я был там в 1960-м году, но позже США запретило выезды. Союз я выбрал по той просто причине, что мои дедушка и бабушка были рождены во времена царской России. А мои родители, рождённые в Харбине, проживали с русскими и владели языком, – говорил он.
Локшин поделился тем, что испытывал сложности после переезда. Несмотря на радушный приём, некоторые жители, включая сотрудников лаборатории, которую Арнольд возглавил в СССР, полагали, что он вернётся в США. Даже в Союзе были те, кому не нравились его высказывания в отношении политики. Но с советскими людьми было проще, так как они не устраивали беспорядок, который позволяли себе граждане США.
Детям из их семьи было легче всего – двое старших ходили в одну школу, а младший быстро освоился в садике. Джеффри даже удалось пробиться в школьный совет учащихся, в то время как Дженнифер показывала успехи в изучении русского языка. Лорен начинала писать статьи в печатные издания, в одной из которых рассказала, чем же отличается материнство в Штатах и в СССР.
Позже, когда началась перестройка, Локшин активно выступал против неё, за что получал общественное неодобрение. Но о своих действиях Арнольд не жалеет:
«Я приехал в страну социализма, а не демократии».
В 2017-м году, когда 75-летний доктор наук давал это интервью, он жил один в своей квартире. С Лорен он разошёлся на основе политических взглядов, дети же выросли патриотами России. Локшину оставалось лишь довольствоваться одинокой жизнью, пенсией в двадцать тысяч и своим блогом «Живой Журнал». Он рассказал, что от США, несмотря на тридцать лет работы в их лаборатории, не получает никаких денег и первое время с него даже удерживали зарплату, но сейчас всё спокойно.
В доме, где живёт закоренелый социалист, кроме него никого нет. Но Арнольд говорит, что это никак не печалит его – он свободный человек, который делает всё, что хочет. В интервью он выразил благодарность лаборатории, которую возглавлял после переезда в СССР – несмотря на напряжённые отношения, там не взяли с него денег за анализы и безвозмездно помогли восстановиться после операции по удалению опухоли.
– Иронично, что человек, занимающийся исследованием по предупреждению опухоли, получил её, – смеялся Локшин.
Пускай в разговоре он ничего не рассказал о своей жене и детях, но известно, что все они стали успешными людьми.
Джеффри достиг больших успехов в физике, экономике и математике. Одно время он вместе с Дженнифер работал преподавателем в Высшей школе экономики. Только сестра взяла на себя дисциплину английского языка, а брат статистику и математическую науку.
Старший из братьев также занимал пост заместителя директора Международного экономического института и прославился тем, что удостоился награды «Золотая вышка». К слову, Джеффри изобрёл свою собственную систему оценок, на которую почти не влияло посещение – за это получил отдельную любовь студентов. Позже он уехал в Казахстан, где открыл университет им. Нурсултана Назарбаева в Астане.
Майк Локшин, младший брат, взял себе российское имя – Михаил. Он закончил обучение на факультете психологии в МГУ, затем высшие курсы сценаристов и режиссёров. В то время как вся его семья занималась экономическим направлением, Михаил развивал себя в кинематографе. Он начал с простых рекламных роликов, клипов, театральных постановок, но позже прославился благодаря своим работам. В 2021-м году выпустил свой дебютный фильм, который активно рекламировался на телевидении – «Серебряные коньки».
О Лорен практически ничего неизвестно, некоторые полагают, что она вернулась в США после развода, но никаких подтверждений этому нет. На вопрос о возобновлении общения со своими детьми и женой Арнольд ответил по-простому:
«Это больше, чем просто ссора».