Штандер, вышибала и другие детские дворовые игры 70-90 хх, а вы играли?

В 70-90-х годах дети, начиная примерно с пятилетнего возраста, возле дома гуляли сами, а младшие школьники иногда и в соседних дворах. Собиралась небольшая компания, как правило, одна и та же. Роль заводилы доставалась самому старшему из компании или самому активному. Исключение: игры с мячом, когда окончательное решение «во что играть» принимал владелец резинового, волейбольного или чиненного-перечиненного футбольного мяча.

Дворовые игры. Фото: youtube.com

Чаще всего выбирали Штандер, Вышибалу, Картошку. Было и спокойное, но не менее веселое времяпровождение: Съедобное – Несъедобное. Ведущий определялся считалкой.

Штандер

Штандер. Фото: mousemath.ru

В нашем дворе в Штандер играли нечасто, вероятно, потому, что втроем-вчетвером это не очень интересно. Зато летом, когда к нашим крымским бабушкам на каникулы приезжали из разных уголков страны их внуки, можно было и поиграть. Кстати, мы узнали об этой игре от мальчика, приехавшего погостить из Эстонии.

Играли по простейшему варианту. Ведущий выкрикивает имя того, кто будет попадать мячом в других, подбрасывает мяч, все разбегаются. Поймавший мяч кричит: «Штандер!», все замирают на своих местах. У нас двор был хоть и не огорожен, но зона для детворы была ограничена, так что почти всегда находился тот, до которого можно было добросить мяч и попасть, если хорошо прицелиться. Вариант с шагами и выбиванием всех играющих как-то не прижился. Для нас суть развлечения заключалась в том, чтобы покричать непонятное слово «штандер», побегать и побросать мяч, неважно, вверх или в кого-то.

Вышибала

Вышибала. Фото: pbs.twimg.com

Задача нападающего – попасть в одного из игроков. Задача каждого – увернуться от мяча. В нашем дворе играли с двумя нападающими: с одной и другой границы отмеченного участка. Чем больше игроков, тем веселее процесс. Тот, кого задел мяч, выбывает. Последний, самый увертливый, занимает место одного из нападающих.

Когда подбиралась очень разновозрастная компания, старались сначала выбить старших, чтобы дать возможность малышне больше побегать и повизжать. Если «мелкий» становился нападающим, линию сдвигали на несколько шагов.

Картошка

Картошка. Фото: pastvu.com

Самой популярной была Картошка. Особенно, после того, как на уроках физкультуры некоторых ребят и девчонок начали обучать волейболу. Когда становились в круг, заранее называли тех, кто имеет право ловить мяч, а не отбивать его, если приходилось (для массовости) принимать «не имеющих» навыков волейбола.

Серединка круга обычно заполнялась медленно из-за изворотливости «посаженных»: только-только попался третий, как, глядишь, кому-то из них удалось поймать мяч вытянутыми руками. Общий восторг вызывали именно эти эпизоды. Цель выявить победителя не стояла, радовались самому процессу.

Получившие навыки волейбола в Картошке допускались во «взрослый» волейбол, в который иногда, по вечерам, играли старшие. Так же, как и дети: в круге. Случалось, они и в Картошку играли, слегка усовершенствовав правила: периодически направляли нападающий удар в кого-то из тех, кто сидит в круге. Разумеется, пострадавший от удара выходил, потирая ушибленное место.

Съедобное – несъедобное

Съедобное – несъедобное. Фото: yandex.ru

В отличие от сидящих на лавочке, в нашем дворе игра выходила интереснее, поскольку игроки рассаживались на верхней ступени лестницы, ведущей в подъезд трехэтажного дома (кажется, ступеней было штук 7). Ведущий каждому игроку по очереди называл предмет и бросал мяч. Если названный предмет можно употреблять в пищу, мяч должен быть пойман, если нельзя – отбит. За каждый верный ответ игрок спускался на одну ступеньку. Первый, добравшийся до земли, становился новым ведущим.

Разнообразили игру некоторыми хитростями, например, резко брошенным мячом (когда летит съедобное), подбором слова, по поводу которого возникают споры «съедобное это или несъедобное». В спор включаются все играющие. Если не приходят к единогласному решению, бросок переигрывается. Ведущему хочется сохранить свой статус как можно дольше.

Другие развлечения

Мяч появлялся во дворе не часто, поэтому обязательно сопровождался общим сбором, спором, во что играть, и общей активностью. В остальное время тоже хотелось побегать, порезвиться. Девочки играли в Классики и Резиночку, а мальчики мешали. Мирили всех Казаки-Разбойники или, как вариант, «Немцы и Русские» с элементами подполья, взятия языка с последующей «пыткой» (самая страшная – пучком крапивы по голым рукам или ногам).

Занятия во дворе всегда находились. Были бы там друзья!

Читайте нас в: