Так кто же был первопечатником на Руси?

Имя одного из первых русских первопечатников XVI столетия Ивана Фёдорова известно нам со школьной скамьи, равно, как и название его первой книги «Апостол». Оно увековечено в марках, монетах, памятниках, названиях улиц и учебных заведений. Совсем немногие догадываются, что в биографии знаменитой личности больше откровенного вымысла, чем правды. А, возможно, такого человека попросту никогда не было.

Первопечатник Иван Федоров. Фото:images.crafta.ua

Что не так

Всезнающая Википедия утверждает, что Иван Фёдоров был первым русским книгопечатником. Сразу бросается в глаза несоответствие: в XVI на Московии не было фамилий. В греческих источниках упоминается Иоанн сын Фёдора из Москвы. В псалтыри 1570 года есть Иван Фёдорович Московитин, а в документах, написанных на латыни, встречается Иван Фёдорович Московский.

Фамилия «Фёдоров» нигде не упоминается, поскольку она не существовала и была придумана уже современными историками. Очевидно, для удобства пользования. При этом никто официально не называет царя Иоанна Васильевича «Грозного» — «Иваном Васильевым», поскольку это, как минимум, нелепо. Хотя, на бытовом уровне можно часто услышать «Иван Грозный», где прозвище играет роль фамилии.

Еще один спорный момент связан с употреблением слова «русский» книгопечатник. К Московии Иван Фёдорович прямого отношения не имел. Справедливости ради отметим, что доподлинно точной информации о месте его рождения сегодня не существует, но имеющиеся косвенные сведения указывают, что он родился под Минском, то есть, на землях Великого княжества Литовского, которое, объединившись в 1569-м с королевством Польским, стало составной частью федеративного государства Речь Посполитая.

Апостол Федорова. Фото: 35runet.ru

Получается, что Иоанн родился и жил не в Московии, а в соседней враждебной стране и получал образование в Кракове. Примечательно, что в местном университете могли учиться только протестанты или лютеране, а для православных вход был наглухо закрыт. Точнее не для православных, а «несторианцев», поскольку до церковной реформы Никона на Московии православия не существовало, а было, так называемое «восточное христианство».

В средневековой Европе инакомыслие жестоко преследовалось, и еретиков массово жгли на кострах. Поэтому весьма странно утверждать, что православный монах из ВКЛ мог окончить лютеранское учебное заведение в государстве, отношения которого с Московией были непримиримыми. Нелепость данного утверждения подтверждается еще и тем, что после окончания книгопечатания в Москве Иван Фёдорович возвращается в польский Львов, в котором господствует католицизм.

Более того, работая в московской типографии, он оставил собственноручные автографы на достаточно большом количестве документов, причем сделал это на латыни, как «Иван Фёдорович Московский печатник славянский и греческий». Использование латыни для русских священников считалось грехом, а для протестантов и католиков это было нормой.

Официальная пропаганда во все времена нуждалась в православных русских героях, которым можно было поставить памятники и поклоняться, как святым. Если подходящую кандидатуру не находили, тогда приходилось назначать из того, что было.  Ничего страшного в том, что заезжий лютеранский шляхтич из Речи Посполитой исповедовал другую религию и никогда не жил в Москве. По прошествии столетий, данные «мелочи» уже никого не интересуют. Главное, что есть знаковая историческая личность.

Начитанные люди могут возразить, мол, существует версия, что по прибытию в Московию Ивана Фёдоровича «пристроили» дьяконом в кремлевскую церковь Николы Гостунского (снесена в 1817-м). Неужели митрополит Макарий согласился дать должность протестанту в христианском храме? Это кажется неправдоподобным. С другой стороны, числиться при церкви вовсе не означает служить в ней. Подобное решение проблемы «официального трудоустройства» было нормой на Руси, поскольку при монастырях и храмах жилось сытно и богато.

В этой связи можно вспомнить знаменитого итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, который в XV столетии возвел Успенский собор московского кремля. Царь Иван III пожаловал ему офицерский чин и должность командующего артиллерией. Однако, в многочисленных походах на Новгород, Казань и Тверь  итальянец никогда не участвовал. Он даже не знал, с какой стороны заряжаются пушки. Его лишь изредка привлекали для решения вопросов переправы войск через широкие реки, то есть, для строительства мостов.

Книга

Первым печатным изданием Ивана Фёдоровича и белорусского мастера Петра Тимофеевича из Мстиславля (Петра Мстиславца) стал «Апостол». Они работали над ним почти целый год — с апреля по март 1563/64гг. И здесь мы сталкиваемся с подменой понятий. Речь идет о первой «московской» печатной книге, изданной на русском (церковнославянском) языке, а не первой «русской» печатной книге, коих в XVI веке было уже полным полно.

Апостол скорины. Фото:ic.pics.livejournal.com

Жители Великого княжества Литовского говорили «по-русски» (в нашем современном понимании) и использовали «кириллицу» при писании. Первые печатные книги в нем появились в 1491-м. Их издавал в Кракове приглашенный немецкий мастер Швайполь Фиоль, которого совершенно справедливо считают основателем славянского книгопечатания на кириллице. В этот период Москва была еще многоязычной и на татарских наречиях говорили даже в царских палатах.

Не будем также забывать, что 50 лет до первой работы Ивана Федоровича уже был хорошо известен «Псалтырь», напечатанный «Франциском из Полоцка, литвином, католиком, доктором вольных искусств» в 1517-м. Сегодня он известен, как Франциск Скорина. Современные исследователи по-прежнему спорят о языке, который использовал мастер: старобелорусский или церковнославянский, но с множеством слов, понятных только жителям ВКЛ.

В 1562-м протестантский (кальвинский) священник Симон Будный в Несвиже, благодаря покровительству Николая Радзивилла «Черного», на западнорусском (старобелорусском) книжном языке отпечатал «Катехизис», который переиздавался в Минске в 2012-м. Книгопечатание в ВКЛ было развито достаточно широко, и только после объединения в Речь Посполитую, вместо кириллицы стали повсеместно использовать латиницу.

Поскольку никто из вышеперечисленных мастеров не имел отношения к Московии, то постепенно их имена вымарали из официальной российской истории и оставили одного вымышленного Ивана Фёдорова, которого назначили первым «русским» первопечатником. Если «русский» это не национальность или принадлежность к Российской империи, а язык, тогда первенство должно по праву принадлежать Франциску Скорине, который отпечатал тот же самый «Апостол» еще в 1525-м. Язык не повернется сказать: «первый русский печатник – это немец Фиоль со странным именем Швайполь».

Изгнание

По одной из основных официальных версий вскоре московские монахи, якобы взбунтовались и стали вредить книгопечатному делу, которое лишало заработка многочисленных писарей, многими годами трудившихся над созданием церковных библиотек. По тем временам рукописная Библия могла стоить, как доходное имение из нескольких деревень с крестьянами вместе взятыми. Это был серьезный удар по благополучию монастырей. Говорят, что по этой причине они еще в 1534-м изгнали Франциска Скорину и сожгли все его печатные книги «за латинство».

Апостол Невежи. Фото: upload.wikimedia.org

Вполне вероятно, что монахи решили сжечь и типографию Ивана Фёдоровича. Москва горела постоянно. При нем десятки пожаров уничтожили больше половины городских построек, включает царские палаты. В 1564-м полностью выгорел Китай-город, а в 1565-м пламя поглотило весь район Неглинной. В 1571-м в результате набегов крымского хана Дивлета I Гирея город был сожжен полностью.

Между тем, факты опровергают версию насильственного уничтожения печатного двора. В пламени ничего не погибло. Правильно оценив ситуацию, Иван Фёдорович, заблаговременно собрал «нехитрые пожитки» и вывез их в безопасное место. Потом все быстро восстановил и продолжит трудиться.

По хронологии получается так: весной 1564-го они вместе с Петром Мстиславцем заканчивают работу над книгой, буквально через год спешно покидают Москву и оседают во Львове. Официальная версия поспешного бегства – неразрешимый межконфессиональный конфликт. Оба исповедовали другую религию и фактически пребывали во враждебной среде.

Сегодня существует иное толкование событий: Иван IV «Грозный» преднамеренно отправил Фёдоровича с Тимофеевичем сеять смуту во вражеском стане, как агентов влияния. Главная цель – противостоять дальнейшему распространению католицизма на Восток путем распространения «подрывной» литературы на русском языке. Версия по-своему интересная, но фантастическая.

Причина «исхода» весьма прозаична: в 1565-м в московском государстве начался жесточайший беспредел, известный как «опричнина»: тысячи людей без суда и следствия подвергаются пыткам и казням, лишаются имущества. На улицах хватают всех подряд без разбора. Жить иноверцам в Москве стало опасно, а вести бизнес – невозможно. В это же время умирает покровитель книгопечатания — митрополит Макарий. Руки конкурентов оказались развязанными, и ждать расправы оставалось недолго.

Московские первопечатники быстренько собрались и под покровом тьмы тайно бежали в родные земли. Поутру в пустую типографию ворвались опричники. Не найдя злодеев, в гневе сожгли здание.

Памятник А. Невеже в Мстиславле. Фото:pbs.twimg.com

В 1568-м печатное дело на Москве по приказу царя возродил Андроник Тимофеевич по прозвищу «Невежа», о котором ничего неизвестно. Вдвоем с помощником Никифором они отпечатали почти 300-страничную «Псалтырь», которая по неизвестным причинам на протяжении двух десятилетий оставалась первой и единственной исконно русской печатной книгой.

В 1589-м ситуация с книгопечатанием поменялась кардинально и московская типография заработала на полную мощь. В 1597-м Андроник с сыном Иваном издают «Апостол», в котором указывают тираж в 1.500 экземпляров. Это самая первая российская книга с указанием тиража. В 1602-м Андроник «Невежа» скончался, а его дело продолжили сыновья Иван и Алексей.

Памятник в российской столице должен стоять не некому абстрактному Иоанну Фёдоровичу, ненадолго заскочившему в Москву по делам бизнеса, а Андронику «Невеже», который действительно основал и развил книгопечатание на Руси.

Читайте нас в: