Имя одного из первых русских первопечатников XVI столетия Ивана Фёдорова известно нам со школьной скамьи, равно, как и название его первой книги «Апостол». Оно увековечено в марках, монетах, памятниках, названиях улиц и учебных заведений. Совсем немногие догадываются, что в биографии знаменитой личности больше откровенного вымысла, чем правды. А, возможно, такого человека попросту никогда не было.
Что не так
Всезнающая Википедия утверждает, что Иван Фёдоров был первым русским книгопечатником. Сразу бросается в глаза несоответствие: в XVI на Московии не было фамилий. В греческих источниках упоминается Иоанн сын Фёдора из Москвы. В псалтыри 1570 года есть Иван Фёдорович Московитин, а в документах, написанных на латыни, встречается Иван Фёдорович Московский.
Фамилия «Фёдоров» нигде не упоминается, поскольку она не существовала и была придумана уже современными историками. Очевидно, для удобства пользования. При этом никто официально не называет царя Иоанна Васильевича «Грозного» — «Иваном Васильевым», поскольку это, как минимум, нелепо. Хотя, на бытовом уровне можно часто услышать «Иван Грозный», где прозвище играет роль фамилии.
Еще один спорный момент связан с употреблением слова «русский» книгопечатник. К Московии Иван Фёдорович прямого отношения не имел. Справедливости ради отметим, что доподлинно точной информации о месте его рождения сегодня не существует, но имеющиеся косвенные сведения указывают, что он родился под Минском, то есть, на землях Великого княжества Литовского, которое, объединившись в 1569-м с королевством Польским, стало составной частью федеративного государства Речь Посполитая.
Получается, что Иоанн родился и жил не в Московии, а в соседней враждебной стране и получал образование в Кракове. Примечательно, что в местном университете могли учиться только протестанты или лютеране, а для православных вход был наглухо закрыт. Точнее не для православных, а «несторианцев», поскольку до церковной реформы Никона на Московии православия не существовало, а было, так называемое «восточное христианство».
В средневековой Европе инакомыслие жестоко преследовалось, и еретиков массово жгли на кострах. Поэтому весьма странно утверждать, что православный монах из ВКЛ мог окончить лютеранское учебное заведение в государстве, отношения которого с Московией были непримиримыми. Нелепость данного утверждения подтверждается еще и тем, что после окончания книгопечатания в Москве Иван Фёдорович возвращается в польский Львов, в котором господствует католицизм.
Более того, работая в московской типографии, он оставил собственноручные автографы на достаточно большом количестве документов, причем сделал это на латыни, как «Иван Фёдорович Московский печатник славянский и греческий». Использование латыни для русских священников считалось грехом, а для протестантов и католиков это было нормой.
Официальная пропаганда во все времена нуждалась в православных русских героях, которым можно было поставить памятники и поклоняться, как святым. Если подходящую кандидатуру не находили, тогда приходилось назначать из того, что было. Ничего страшного в том, что заезжий лютеранский шляхтич из Речи Посполитой исповедовал другую религию и никогда не жил в Москве. По прошествии столетий, данные «мелочи» уже никого не интересуют. Главное, что есть знаковая историческая личность.
Начитанные люди могут возразить, мол, существует версия, что по прибытию в Московию Ивана Фёдоровича «пристроили» дьяконом в кремлевскую церковь Николы Гостунского (снесена в 1817-м). Неужели митрополит Макарий согласился дать должность протестанту в христианском храме? Это кажется неправдоподобным. С другой стороны, числиться при церкви вовсе не означает служить в ней. Подобное решение проблемы «официального трудоустройства» было нормой на Руси, поскольку при монастырях и храмах жилось сытно и богато.
В этой связи можно вспомнить знаменитого итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, который в XV столетии возвел Успенский собор московского кремля. Царь Иван III пожаловал ему офицерский чин и должность командующего артиллерией. Однако, в многочисленных походах на Новгород, Казань и Тверь итальянец никогда не участвовал. Он даже не знал, с какой стороны заряжаются пушки. Его лишь изредка привлекали для решения вопросов переправы войск через широкие реки, то есть, для строительства мостов.
Книга
Первым печатным изданием Ивана Фёдоровича и белорусского мастера Петра Тимофеевича из Мстиславля (Петра Мстиславца) стал «Апостол». Они работали над ним почти целый год — с апреля по март 1563/64гг. И здесь мы сталкиваемся с подменой понятий. Речь идет о первой «московской» печатной книге, изданной на русском (церковнославянском) языке, а не первой «русской» печатной книге, коих в XVI веке было уже полным полно.
Жители Великого княжества Литовского говорили «по-русски» (в нашем современном понимании) и использовали «кириллицу» при писании. Первые печатные книги в нем появились в 1491-м. Их издавал в Кракове приглашенный немецкий мастер Швайполь Фиоль, которого совершенно справедливо считают основателем славянского книгопечатания на кириллице. В этот период Москва была еще многоязычной и на татарских наречиях говорили даже в царских палатах.
Не будем также забывать, что 50 лет до первой работы Ивана Федоровича уже был хорошо известен «Псалтырь», напечатанный «Франциском из Полоцка, литвином, католиком, доктором вольных искусств» в 1517-м. Сегодня он известен, как Франциск Скорина. Современные исследователи по-прежнему спорят о языке, который использовал мастер: старобелорусский или церковнославянский, но с множеством слов, понятных только жителям ВКЛ.
В 1562-м протестантский (кальвинский) священник Симон Будный в Несвиже, благодаря покровительству Николая Радзивилла «Черного», на западнорусском (старобелорусском) книжном языке отпечатал «Катехизис», который переиздавался в Минске в 2012-м. Книгопечатание в ВКЛ было развито достаточно широко, и только после объединения в Речь Посполитую, вместо кириллицы стали повсеместно использовать латиницу.
Поскольку никто из вышеперечисленных мастеров не имел отношения к Московии, то постепенно их имена вымарали из официальной российской истории и оставили одного вымышленного Ивана Фёдорова, которого назначили первым «русским» первопечатником. Если «русский» это не национальность или принадлежность к Российской империи, а язык, тогда первенство должно по праву принадлежать Франциску Скорине, который отпечатал тот же самый «Апостол» еще в 1525-м. Язык не повернется сказать: «первый русский печатник – это немец Фиоль со странным именем Швайполь».
Изгнание
По одной из основных официальных версий вскоре московские монахи, якобы взбунтовались и стали вредить книгопечатному делу, которое лишало заработка многочисленных писарей, многими годами трудившихся над созданием церковных библиотек. По тем временам рукописная Библия могла стоить, как доходное имение из нескольких деревень с крестьянами вместе взятыми. Это был серьезный удар по благополучию монастырей. Говорят, что по этой причине они еще в 1534-м изгнали Франциска Скорину и сожгли все его печатные книги «за латинство».
Вполне вероятно, что монахи решили сжечь и типографию Ивана Фёдоровича. Москва горела постоянно. При нем десятки пожаров уничтожили больше половины городских построек, включает царские палаты. В 1564-м полностью выгорел Китай-город, а в 1565-м пламя поглотило весь район Неглинной. В 1571-м в результате набегов крымского хана Дивлета I Гирея город был сожжен полностью.
Между тем, факты опровергают версию насильственного уничтожения печатного двора. В пламени ничего не погибло. Правильно оценив ситуацию, Иван Фёдорович, заблаговременно собрал «нехитрые пожитки» и вывез их в безопасное место. Потом все быстро восстановил и продолжит трудиться.
По хронологии получается так: весной 1564-го они вместе с Петром Мстиславцем заканчивают работу над книгой, буквально через год спешно покидают Москву и оседают во Львове. Официальная версия поспешного бегства – неразрешимый межконфессиональный конфликт. Оба исповедовали другую религию и фактически пребывали во враждебной среде.
Сегодня существует иное толкование событий: Иван IV «Грозный» преднамеренно отправил Фёдоровича с Тимофеевичем сеять смуту во вражеском стане, как агентов влияния. Главная цель – противостоять дальнейшему распространению католицизма на Восток путем распространения «подрывной» литературы на русском языке. Версия по-своему интересная, но фантастическая.
Причина «исхода» весьма прозаична: в 1565-м в московском государстве начался жесточайший беспредел, известный как «опричнина»: тысячи людей без суда и следствия подвергаются пыткам и казням, лишаются имущества. На улицах хватают всех подряд без разбора. Жить иноверцам в Москве стало опасно, а вести бизнес – невозможно. В это же время умирает покровитель книгопечатания — митрополит Макарий. Руки конкурентов оказались развязанными, и ждать расправы оставалось недолго.
Московские первопечатники быстренько собрались и под покровом тьмы тайно бежали в родные земли. Поутру в пустую типографию ворвались опричники. Не найдя злодеев, в гневе сожгли здание.
В 1568-м печатное дело на Москве по приказу царя возродил Андроник Тимофеевич по прозвищу «Невежа», о котором ничего неизвестно. Вдвоем с помощником Никифором они отпечатали почти 300-страничную «Псалтырь», которая по неизвестным причинам на протяжении двух десятилетий оставалась первой и единственной исконно русской печатной книгой.
В 1589-м ситуация с книгопечатанием поменялась кардинально и московская типография заработала на полную мощь. В 1597-м Андроник с сыном Иваном издают «Апостол», в котором указывают тираж в 1.500 экземпляров. Это самая первая российская книга с указанием тиража. В 1602-м Андроник «Невежа» скончался, а его дело продолжили сыновья Иван и Алексей.
Памятник в российской столице должен стоять не некому абстрактному Иоанну Фёдоровичу, ненадолго заскочившему в Москву по делам бизнеса, а Андронику «Невеже», который действительно основал и развил книгопечатание на Руси.