Каким, на самом деле, было правление Ивана IV Грозного

Благодаря многочисленным историческим сериалам, кинофильмам и литературным произведениям о царе Иване IV «Грозном» и его правлении знают практически все. Как не парадоксально, но этот временной период, отделивший, так называемую, «московско-ордынскую» эпоху от царствования Романовых, на самом деле является белым пятном в российской истории. Все исследователи сталкиваются с проблемой отсутствия достоверных исторических документов, датированных XVI столетием. В их распоряжение попадают либо подделки, либо поздние «толкования» прошедших событий, выдержанные в духе правящих идеологий. Собственно по этим причинам нам преподносят Ивана Грозного таким, каким он никогда не был при жизни.

С.Маковецкий в роли И.Грозного. Фото:avatars.mds.yandex.net

Предисловие

Один из великих московский князей Василий III из династии Рюриков взял замуж Елену Глинскую, представительницу знатного литовского великокняжеского рода. В 1530-м она родила мальчика, крещеного Иоанном, которого в январе 1547-го венчали на царство, как Иоанна IV, впоследствии на невероятную жестокость прозванного «Грозным». Во всех школьных учебниках написано, что его боялись, перед ним трепетали не только жители Московии, но и многих европейских государств.

Вместе с этим, беглый анализ тех немногих, дошедших до нас, документов того времени, говорит обратное: величие царя сильно преувеличено. Он действительно был неуравновешен и излишне жесток, но никогда не управлял государством самостоятельно. Его можно назвать «марионеткой», за ниточки которой дергали знатные бояре и представители духовенства.

До совершеннолетия все решения от его имени официально принимал «опекунский совет», вошедший в историю, как «семибоярщина». Главными «опекунами» считались князья братья Шуйские, воспитывавшие венценосного мальца в строгости и аскетизме. Фактически ничего не изменилось для него и после вхождения на трон. Летом 1547-го страшный пожар буквально уничтожил Москву дотла. Следом произошел народный бунт, в котором Иван чудом спасся.

Избранная рада

В такой непростой ситуации знатные бояре уговорили его передать полноту власти в государстве, так называемой, «Избранной раде» («Совету»), в которую вошли самые влиятельные люди страны. Настоящим «серым кардиналом» являлся окольничий Алексей Адашев, который возглавил Челобитный приказ, личный царский архив и стал хранителем печати «для тайных и скорых дел». Вся дипломатическая переписка и царские указы шли только через его ведомство, поэтому многие известные сегодня письма могли быть написаны не самим Иваном Грозным, а в канцелярии.

Еще одним человеком, имеющим неограниченное влияние на молодого государя, был кремлевский священник по имени Сильвестр, служивший в Благовещенском соборе. Сблизившись с царем после подавления восстания, он стал его духовником и оказал существенное влияние на становление сверхмерной набожности.

Знаменитые реформы от имени Ивана Грозного проводила Избранная рада, а сам государь ни в создании, ни в реализации не участвовал. Всё свободное время он молился, государственными делами не интересовался, а только бредил монашеством. Нет никакой его заслуги ни во взятии Казани, ни Астрахани, ни в других успешных военных походах. Непосредственное руководство армией осуществляли московские воеводы Иван Мстиславский и Владимир Воротынский, а переговоры с противниками вел все тот же Адашев. Многие историки об этом умышленно умалчивают.

В 1553-м Ивана IV свалил тяжелый недуг. Шансы на выздоровление были незначительными, и бояре прозрачно намекнули ему о необходимости добровольной передачи власти своему сыну Дмитрию, который находился в младенческом возрасте. Сформировали очередной опекунский совет, который после долгих переговоров, возглавил Адашев.  Однако, как утверждает официальная история, по прошествии семи лет неожиданно для всех царь выздоровел и полностью вернул себе властные полномочия.

Белое пятно

На самом деле здесь историческая хронология покрыта большим белым пятном, из-под которого ничего практически не видно. Наш читатель уже знает, что после страшных катаклизмов, постигших Московию, в жизни царя появляется священник Сильвестр, которого сегодня назвали бы «религиозным фанатиком». Сославшись на священное писание, он заявил, что все беды происходят из-за неправедных поступков и дурного нрава молодой государя. Иван IV находился под сильным впечатлением от картины разорения уничтоженного города, на пепелище которого лежало множество обгоревших тел.  Поэтому он решил замаливать свои грехи, стоя на коленях с утра до вечера и прося прощения у бога. Ситуацию усугублял духовник, беспрестанно повторявший, что молиться следует еще усерднее, иначе Господь не услышит просьб грешника.

Сильвестр. Фото: upload.wikimedia.org

Поговаривали, что на этой почве царь тронулся рассудком. Слова не были пустыми или надуманные. Они косвенно подтверждаются воспоминаниями иностранцев, которым довелось стать очевидцами описываемых событий. Европейцев удивило странное поведение главы государства, который чуждался общения, не охотился, не устраивал увеселительных приемов, а только постоянно совершал богослужения.

В одной нижней рубахе и босиком он выходил за пределы кремля даже зимой. Часами молился под открытым небом. Не мылся, не брился, не менял белья, которое со временем превратилось в лохмотья. Потом перестал узнавать приближенных и получил прозвище «блаженный». На причуды юродивого молодого царя никто внимания не обращал, поскольку Московией реально правели бояре из Избранной рады.

По-всему выходит, что в 1553-м Иван Васильевич окончательно потерял рассудок и либо скончался, либо был далеко и надежно упрятан боярами. Управление государством продолжали осуществлять всё те же «влиятельные люди». Поэтому неудивительно, что опекунский совет над малолетним царевичем Дмитрием существовал на протяжении целого десятилетия, то есть до 1563-го.

Это противоречит историографии, согласно которой, царь оправился от недуга в 1560-м и тут же разогнал Избранную раду. Алексея Адашева лишили должностей и сослали в Дерпт (современный Тарту), где он вскоре скончался от болезни, а его род был полностью уничтожен. Исторические события между собой не стыкуются, а правды мы уже, наверное, никогда не узнаем.

Василий Блаженный

Существует весьма правдоподобная версия, согласно которой под общеизвестным именем  Василия Блаженного на самом деле скрыт юродивый царь всея Руси Иван IV Грозный. Согласно официальной биографии, придуманной в XVIII столетии, Василий родился в крестьянской семье в 1469 году, чему нет никаких документальных подтверждений. История его чудотворной деятельности, равно, как и встречи с царем, так же вымышлены в последующих столетиях.

В сухом остатке есть интересный и подтвержденный факт, что именно в 1547-м на Москве неожиданно объявился, ранее никому не известный, набожный человек, которого кликают Василием. Примечательно, что придворные между собой называли Ивана IV не «Иваном Васильевичем», а просто «Васильевичем», поскольку нижние сословия фамилий не имели и различали друг друга по имени отца – «сын Василия», «Васильев сын» и иные производные.

Лицевой летописный свод: «И царь и великий князь велел окольничьему своему Алексею Федоровичу Адашеву выпросить у послов Исмаила, каково их желание, и велел с ними решить, как то дело делать» Фото:upload.wikimedia.org

Сравним имеющиеся факты. В 1547-м молодой государь испытывает сразу несколько серьезных нервных потрясений, следующих одно за другим: пожар, восстание, спасение от верной смерти. Неокрепшая психика, подвергшаяся дополнительному религиозному давлению, мол, никогда тебе грехи не отмолить, могла попросту не выдержать. Царь тронулся рассудком и, как блаженный, стал бродить по городу в одной рубахе, нечесаный и немытый, беспрестанно молясь.

История Василия Блаженного полностью совпадает, как по датам, так и по манере поведения. Он пропадает из Летописи в период 1553-1557гг. И Иван IV не упоминается, поскольку, якобы, тяжело болеет. Удивительные совпадения.

Напомним, что у самого известного храма современной России, расположенного на Красной площади, совсем иное название, чем принято считать. «Собором Василия Блаженного» его именуют по давно сложившемуся стереотипу. В реальности это храм «Покрова пресвятой богородицы на Рву». Он символизирует победу русской армии над войсками казанского хана, главная битва которой произошла именно в день этого важного религиозного праздника (14 октября). Один из его 11 именных пределов, освещен во имя Василия Блаженного, который в нем, якобы, и захоронен.

Если мы считаем, что речь идет об Иване Грозном, то кто тогда покоится в Успенском соборе кремля? Окончательного ответа на данный вопрос нет. В 1963-м советские ученые вскрыли могилу первого русского царя, содержание которой никакой ясности в историческую летопись не привнесло. Наоборот, породило еще больше загадок.

Принято считать, что царю на момент смерти было 54 года, а в гробнице лежали останки очень дряхлого старика лет 80-ти. Европейские послы, лично присутствовавшие на его венчании на царство, описывали, пышущего здоровьем, высокого статного красавца с правильными чертами лица, крепкого и пропорционального телосложения.

Скульптор Герасимов, допущенный к исследованию останков Грозного, обнаружил ярко выраженные физические дефекты лица и тела: врожденную асимметрию. Разные по величине глаза, кривой рот, непропорциональный нос, сильно искривленный позвоночник, ноги разной длины. Левая часть тела была развита намного лучше правой стороны.

У ученого возникло ощущение, что перед ним останки не царя, а отвратительного горбуна, описанного В.Гюго в «Соборе Парижской богоматери». Углублять исследования не стали. Возрастные и телесные несоответствия, существующим словесным описаниям, объяснили многочисленными физическими и душевными недугами, терзавшими тело Иван Грозного на протяжении многих лет.

Данная безальтернативная точка зрения укоренилась и стала официальной. Образ больного дряхлого 50-летнего «старика» сегодня активно тиражируется кинематографом. Прекрасная игра актеров отвлекает от реальности, в которой еще так много загадок.

Читайте нас в: