«Табачный бунт» в СССР – как это было

Нельзя сказать, что дефицитом чего угодно гражданина СССР конца 80-х годов можно было удивить. А вот возмутить и вывести на улицу, на митинг из-за дефицита, как оказалось, можно. Что, собственно, и произошло в 1990 году, когда вдруг с полок магазинов исчезли табачные изделия. Все, и элитный «Космос», и простонародные «Прима», «Астра», и «Север». Даже под прилавками, где продавцы держали московскую «Яву» и болгарскую «Стюардессу» для «своих», в течение двух-трёх дней ничего не осталось. В нынешнем году исполняется 30 лет «табачным бунтам», совершенно новому для тогдашнего СССР явлению.

Споры о том, был ли табачный кризис рукотворным или к нему привёл общий кризис плановой экономики, ведутся до сих пор. От себя скажу: то, что происходило тогда в экономике, больше походило на потерю управления, чем на умышленный саботаж. За пару лет до «табачного» страну потряс «мыльно-порошковый» кризис, стиральные средства и даже обычное мыло вдруг стали жутким дефицитом. Оказалось, просто сбой регулировки плановой экономики, примерно через год всё наладилось, хотя у наших сограждан в чуланах и кладовках осели кубометры порошков, мыла и зубной пасты. Дефицит не одного, так другого сопровождал советскую торговлю и экономику в целом все годы её существования.

Но тогда, в 1990-м, «накрыло» очень серьёзно. Мощно, почти не таясь, заявили о себе спекулянты и контрабандисты. В продаже стали появляться странные «субпродукты»  вроде пакетов сплошной табачной массы, явно украденной на табачной фабрике. В строительной организации, где работал автор этой статьи, под эгидой профсоюза снарядили и провели «бартерную экспедицию» — машину кирпича повезли в Моршанск в надежде обменять его на тамошней табачной фабрике, на сигареты. Сделку провели, но вместо сигарет привезли несколько мешков нарезанных табачных листьев. Делили по 50 граммов на человека.

За год до ГКЧП. Фото: ed-glezin.livejournal.com

Стихийный протест вывел людей в крупных городах на улицы. Недовольство подогревалось слухами о закрывшихся в одночасье на ремонт табачных фабриках по всему Союзу. Чьё это было распоряжение, и было ли оно вообще, внятного ответа протестующие так и не получили, хотя в Санкт-Петербурге с протестующими общался сам мэр города Анатолий Собчак. Кое-где  возмущённые толпы даже перекрывали движение по автодорогам, переворачивали табачные киоски. Но самое серьёзное — митинги стали перерастать в забастовки, люди отказывались работать, пока им не дадут «покурить».

Тогдашнему правительству Рыжкова этот кризис в течение нескольких месяцев удалось худо-бедно преодолеть. Но впереди уже маячили новые потрясения, в итоге приведшие к распаду страны.

Владимир Царан.

 

Читайте нас в: