Парадоксально, но основным первоисточником знаний о господаре Валахии Владе III Басарабе по прозвищу «Дракул» («Дракон»), является знаменитое произведение Б.Стокера «Дракула». Кровожадный литературный вампир никакого отношения к реальной исторической личности не имеет, хотя и был списан с шокирующих памфлетов, написанных при его жизни.
Прозвище «Дракул», которое со временем трансформировалось в «Дракула», Влад Третий унаследовал от своего отца Влада Второго, состоявшего в рыцарском ордене «Дракона». Его в 1408-м создал венгерский король Сигизмунд Первый Люксембург для защиты страны от османских завоевателей, а католической церкви – от язычников и еретиков. Впоследствии правитель Валахии получил еще одну прозвище «Цепеш» («Сажающий на кол»), поскольку казнил своих злейших врагов именно таким способом.
Предыстория
В результате завоевательских походов православное княжество Валахия стало частью Османской империи, а Влад II – пленником султана Мурада II. Свою свободу в 1442-м он фактически обменял на малолетних сыновей, которые стали заложниками турков. Это была обычная практика для лидеров вассальных государств, призванная исключить любое неподчинение сюзерену. Чтобы вернуть свои земли, он вынужденно признал верховенство венгерского короля и вступил в католический рыцарский орден «Дракона». Освободительная война была довольно успешной и уже в 1444-м стороны заключили Андрианопольский мирный договор.
Однако, в 1447-м венгерский воевода Я.Хуньяди захватил Валахию и казнил князя вместе со старшим сыном. Влад, которому к этому времени едва исполнилось 18 лет, просит султана о возможности отомстить за гибель родственников. Осенью 1448-го он получает 30 тыс. воинов, приказ отвоевать трон Валахии и стать верным вассалом Османской империи. Поход оказался успешным. Юноша показал себя талантливым полководцем и с минимальными потерями освободил родную землю.
Из сохранившихся летописей известно, что никаких массовых репрессий после победы не было. К казни на колу приговорили лишь дюжину предателей из представителей высшего сословия, ставших непосредственными виновниками гибели его близких. Двоим из них, удалось сбежать и скрыться в Трансильвании. История о том, как Влад Цепеш в качестве своеобразного развлечения сажает бояр на колы во время пасхального застолья, появилась в валашских хрониках лет через 100 после описываемых событий.
Возможно, читатель возразит, что пускай не сотни, но десять человек князь все же обрек на страшную мученическую смерть, отомстив тем самым за брата и отца. Оправдана ли такая жестокость? В средние века подобные расправы считались нормой. На Руси рубили головы, подвешивали на дыбе, а в просвещенной Европе – заживо сжигали на кострах. Тогда почему весь негатив достался именно Владу Дракуле, прозвище которого даже сегодня бросает в дрожь и вызывает животный страх? Сейчас во всем разберемся.
Герой и народный любимец
Вернув трон и собрав огромную православную армию, Влад III решает первым делом навести порядок в государстве. Народ стонет от коррупции, произвола и непомерных поборов. Вопреки распространенному мнению о его жестокости, простой люд буквально боготворит молодого правителя за справедливость в разрешении конфликтов на самых разных уровнях. Своих подданных он никогда не обижал и заботился об их благополучии, как настоящий отец нации: раздавал неимущим крестьянам земли и не облагал налогами до тех пор, пока они крепко не вставали на ноги.
Сохранился один красноречивый пример: у одного сельского жителя стражники города Брашов отобрали свиней, а когда тот пришел к местной власти, требуя справедливости, его буквально выбросили за городские ворота. Дракула выслушал просителя и приказал немедленно вернуть хозяину всех свиней до единой головы. А за тех, которых забили и съели, уплатить сполна.
Чтобы покончить с воровством и грабежами на дорогах, из княжеских владений были насильственно выдворены все неблагонадежные элементы. Купцы стали спокойно перемещаться между городами, не беспокоясь за свою жизнь и сохранность товаров. Активная торговля подстегнула развитие городов. Это были лучшие годы в истории средневековой Валахии.
Параллельно князь оказывал всяческую поддержку православной церкви, щедро жертвовал монастырям, в том числе, находившимся на святой горе Афон. На его деньги возвели десяток храмов. В бывшей столице Валахии – городе Тырговиште (Румыния) – хорошо сохранилась надпись на каменной плите, некогда вмурованной в стену древнего православного собора. Она сообщает о том, что «…господин земли Угровлахийской Влад-воевода завершил строительство 24 июня в лето 6969 года…».
Легенда о Дракуле — гонителе христиан не соответствует действительности. Если внимательно перечитать все имеющиеся средневековые первоисточники, то Влад III предстает в образе сильного и смелого человека, справедливого правителя, талантливого воеводы и бесстрашного воина. Известно, что он никогда не прятался за спинами своих солдат, как делали почти все европейские полководцы этого времени, а лично командовал войсками и отважно сражался в первых рядах во время каждого боя.
Возникает логичный вопрос, как герой и народный любимец превратился в кровожадного тирана и вампира? Почему сегодня его имя прочно ассоциируется с дьяволом и антихристом?
Дьявол и вампир
Ответы на эти вопросы читатель только, что узнал: посреди католической Европы стало расцветать сильное православное государство, которое со временем превратилось в очень сильный раздражитель для многих сильных того мира. Османские султаны откровенно боялись маленькой, по европейским меркам того времени, православной армии, которая буквально наводила ужас на всю империю. Она не брала в плен солдат противника, а публично казнила всех, кого удалось захватить. Устрашающий эффект давал плоды: турецкие полки, даже имея десятикратное превосходство в численности, предпочитали отступить или разбежаться только при одном виде на горизонте знамен с драконами Влада Цепеша.
Для Ватикана он также представлял угрозу. Правитель независимого православного государства, не собирался подчиняться ни Папе Римскому, ни влиятельному ордену «Дракона», в число рыцарей которого он формально входил по праву наследования титула. Влад играл по своим собственным правилам, чем наносил непоправимый ущерб авторитету католической церкви. От непокорного князя решили избавиться и такой случай вскоре представился.
Король Венгрии Матьяш I Корвин вместе с Владом Дракулой и молдавским князем Стефаном договорились с папой Пием II о финансировании очередного крестового похода на земли Османской империи. Решив «загрести жар чужими руками» монарх не только не принял непосредственного участия в боевых действиях, но и растратил выделенные ассигнования на собственные нужды. Во всех неудачах был обвинен господарь Валахии.
В 1462-м он был закован в кандалы и помещен в темницу, в которой провел 12 лет.
В качестве веского доказательства своего решения Матьяш привел письма Влада Цепеша султану Мехмеду II, в которых тот обещал османам полную поддержку в захвате Венгрии. Речь шла не об оригинальных посланиях, а копиях, почему-то написанных на латыни. Абсурдность содержимого, не совпадение стилистики с другими письмами Дракулы, а также отсутствие подписей позволило суду усомниться в подлинности представленных документов.
Тогда при королевском дворе «совершенно случайно» отыскали анонимные донесения о жутких зверствах Влада III, от которых кровь стынет в жилах. Они изобиловали цифрами, датами, географическими названиями и именами тысяч невинных жертв, среди которых были женщины, дети и старики. Реки крови, изощренные пытки, получение наслаждения от мучений невинных жертв. Образ Дракулы не мог не вызвать отвращения в глазах Папы.
Для дальнейшей дискредитации заключенного монарх привлек германского писателя Михаэля Бехайма, из-под пера которого вышла первопечатная брошюра «О великом изверге», повторившая текст анонимных доносов. Она была разослана всем европейским монархам. Одна из хроник того периода сообщала, что «…изувера надежно охраняют, а его портреты распространяются по миру для всеобщего обозрения…».
На основании этой брошюры русский дьяк Ф.Курицын, который возглавлял московское посольство при венгерском королевском дворе, составил собственное «Сказание о воеводе Дракуле». Оно вышло в свет спустя десятилетие после его смерти.
В 1474-м мощь Османской империи резко возросла и над Европой нависла реальная угроза потери территорий, которая не на шутку обеспокоила Ватикан. Очередной папа Сикст IV повелел освободить Влада III, поскольку другого достойного кандидата на должность главнокомандующего объединенными силами не было. Но с двумя условиями: переход в католичество и женитьба на сестре своего злейшего врага – Матьяша Корвина. В случае отказа – пожизненное заключение и смерть в темнице.
Правителем Валахии Влад Дракула вновь стал в 1476-м, но оставался на троне немногим больше месяца. Подробности его гибели неизвестны, но косвенную версию дает могила князя, находящаяся в православном монастырском храме на острове озера Снагов. Католика погребли не просто в православной церкви, а в самом почетном месте – у царских врат. Это невозможно по определению?
Данное обстоятельство позволяет предположить, что князь вынужденно перешел в католичество, а после освобождения из заключения решил вновь вернуться в православие. Для этого он и отправился в монастырь, который в зимнее время становится практически недоступным из-за отсутствия дорог. Его недруги знали об этом и убили на обратном пути.
Брэд Стокер вывел образ омерзительного вампира, проклятого Богом, на страницах своего романа в 1897-м. Почему он демонизировал истинного защитника православной церкви и настоящего героя своего отечества, правду о судьбе которого прекрасно знал? Образ искажен преднамеренно. Автор решил заработать, наложив известные ему факты на вымышленную историческую канву.
Стокер входил в оккультную организацию «Золотая заря», адепты которой практиковали ритуалы с использованием человеческой крови. К числу главарей секты относился Алекс Кроули, известный под прозвищем «зверь 666». Совместно с женой они пили кровь доверчивых неофитов, вступающих в братство.
Какая ирония судьбы: роман о бесстрашном рыцаре веры написал сектант, не брезговавший вампиризмом. Влад III Бассараб лишь один из многих сотен истинных героев и патриотов своих отечеств, преданных и оклеветанных неблагодарными потомками.