100 лет союзу Ленина и Махно

Во времена СССР даже само предположение, что вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин и главарь анархистов, бандит «батька Махно» могут о чём-то договариваться, и более того, заключать какие-то союзы, было крамольным. Советских граждан не убеждал ни роман Алексея Толстого «Хождение по мукам», ни книги по истории Гражданской войны — Нестор Махно был однозначно врагом. А тех, кто осмеливался утверждать, что оба, и Ленин и Махно, были революционерами, осуждали, в разное время по-разному. При Сталине за такое утверждение можно было и пулю схлопотать.

Коллаж: bazurka.net

Между тем Нестор Иванович Махно (1888 — 1934) был самым настоящим революционером, анархистом. При царе как активного члена анархо-коммунистической группы «Союз вольных хлеборобов». Участвовал в террористических актах и экспроприациях, за что в 1910 году был приговорён к каторге. Был освобождён в ходе Февральской революции 1917 года. Той самой, которая и Ленину дала возможность вернуться на родину. Никакой идейной несовместимости между дворянским сыном, окончившим университет, и крестьянским, научившимся читать в тюрьме, не было: оба были сторонниками насилия и террора.

Осенью 1920 года на юге бывшей Российской империи белый генерал Пётр Врангель начал масштабное наступление, фактически последнее в Гражданскую войну. Красные войска Южного фронта попали в трудное положение, и Реввоенсовет РСФСР принял решение вновь привлечь в качестве союзника «Революционную повстанческую армию Украины» Нестора Махно. «Вновь» — потому что год назад краткосрочный опыт союзничества с махновцами против Деникина у Красной армии уже был. Нестора даже наградили орденом Красного знамени, но потом обвинили в неподчинении командованию (анархиста обвинили в анархизме), и объявили врагом Советской власти.

В октябре 1920 года было подписано соглашение о военно-политическом сотрудничестве между командующим Южным фронтом Красной армии Михаилом Фрунзе и командиром «Повстанческой армии» Нестором Махно. Было решено выступать единым фронтом против Врангеля, разрешалась также свободная политическая агитация с обеих сторон. Махновцы получили 100 миллионов рублей «подъёмных». Однако после завершения, не без помощи 12 тысяч махновцев, разгрома Врангеля руководство Красной армии «вспомнило» об идеологических разногласиях с анархистами и повернуло оружие против них. Раненый Махно эмигрировал в Румынию.

Владимир Царан.

Читайте нас в: