Бесконечные войны XVII-XVIII столетий довели некогда действительно Великое княжество до глубокого кризиса. Он коснулся всех без исключения аспектов государственной жизни. Хозяйство пришло в упадок. Часть прежней пахоты была опустошена. Повсеместно стояли поля, густо поросшие сорняками и мелколесьем. Только ветер гулял по покинутым деревням и разграбленным поместьям. Еще вчера цветущие города с западноевропейским культурно-материальным уровнем пугали путников руинами и пепелищами. Десятки малых и больших населенных пунктов, которым удалось выжить, парламентарии вынужденно освободили от выплат в казну.
Совокупные потери за 35 военных лет, пришедших на период 1654-1721 гг., почти достигли трех миллионов человек. Это была ужасная демографическая катастрофа, которой не переживал, пожалуй, ни один европейский народ.
Межконфессиональная напряженность
Отходили в прошлое времена религиозной терпимости. Православные и протестанты явственно ощутили на себе постепенное, но настойчивое ухудшение правового статуса. К обострению межконфессиональной напряженности привели прямые контакты православного духовенства с оккупантами.
Остаток литвинской знати вынужденно принял католичество. После смерти в 1667 г. рогачевского старосты Александра Огинского в составе Сейма православных попросту не осталось. Если в начале XVII в. депутаты традиционно защищали представителей иного вероисповедания, то к его концу, наоборот, перешли к полной дискриминации.
В 1673 г. православных лишили прав на титул шляхтича. Еще спустя три года упразднили прежние привилегии монашеских братств. Иноверцы потеряли возможность участвовать в заседаниях парламента, а толерантность существовала лишь в пределах общегражданских свобод.
Восстанавливая историческую справедливость, отметим, что в описываемый временной период практически всё население княжества уже обратилось в греко-католическую веру. В XVIII столетии в ВКЛ оставалась одна-единственная епархия, в которой еще работали православные храмы. Некоторые российские историки утверждают, якобы уния послужила своеобразным мостиком для постепенного и безболезненного перехода белорусов в латинский костел, но это не подтверждается фактами.
На самом деле греко-католики, используя в проповедях, учении и книгопечатании белорусский язык, стали своеобразным барьером, препятствующим массовому оттоку паствы к римско-католикам. Вместе с этим униатство считалось крестьянско-мещанской верой, а аристократия, определявшая общегосударственную политику, уже полностью вошла в лоно иной церкви.
Усиление позиций католичества неразрывно связано с полонизацией, поскольку священнослужители оказались под сильным польским влиянием. В 1696 г. конфедеративный Сейм постановил говорить на польском языке, который становился общегосударственным. То есть, фактически белорусский прекратил свое официальное существование, в том числе, и в делопроизводстве.
Упомянутое решение лишь отражало реальные успехи полонизации. На «иностранный» перешли даже православные священнослужители и монастыри, некоторые из которых начали печатать по-польски школьные учебники (азбуки) еще полста лет назад.
Игры в демократию
Чтобы сохранить жизнеспособность, государство остро нуждалось в реформах. Однако их проведение сдерживало отсутствие общепризнанной централизованной власти. Шляхта не хотела отказываться даже от малой части своих «золотых вольностей», которые неотвратимо вели к политической анархии. Деятельность Сейма была парализована древним шляхетским правом «liberum veto» или «свободой запрета». В соответствии с ним решение Сейма не принималось, если против него выступил хотя бы один депутат.
В 1652-1764 гг. четыре из каждых пяти парламентских заседаний были сорваны. То же самое происходило на уездных сеймиках, где нередко вспыхивали вооруженные конфликты и политических оппонентов просто убивали. Шляхта считала «либерум вето» своим большим завоеванием, но на деле оно использовалось олигархами для блокирования нежелательных решений.
Речь Посполитая фактически стала не государственным конфедеративным объединением, а союзом уездов, в каждом из которых заправлял местный «монарх». В середине XVIII столетия доминировал род Радзивиллов. «Король в Варшаве, а Радзивиллы в Несвиже», — говорили они, подчеркивая свое полное самовластие, обеспеченное не только несметными богатствами, но и огромной частной армией.
К примеру, Станиславу Радзивиллу по прозвищу «Пане Коханку», в годы бытности великим канцлером, принадлежало 16 городков и 683 села. Как свидетельствуют современники, на сессии в Минск он приезжал с вооруженной охраной в 300 сабель. И это было лишь 1/30 часть его собственного войска. Радзивиллы, Сапеги, Огинские и другие аристократические роды, не считаясь с общегосударственными интересами, вели между собой настоящие войны.
В сохранении такого положения проявляли заинтересованность страны-соседи. В частности, российско-прусские договоренности 1764-го содержали секретный раздел. Стороны обязались сохранить шляхетские вольности и «либерум вето». Это стало ответом на первые попытки реформ, направленных на ограничение феодальной анархии.
При княжении Августа II ВКЛ тридцать лет не знало войн. Но мирные времена не были использованы на укрепление государственности. Монарх вел противоречивую и недальновидную политику, причем большую часть своего правления провел в родной Саксонии. За счет налогов, собранных с наших предков, он приобретал произведения искусства для знаменитой Дрезденской галереи, поскольку больше всего заботился о собственных хозяйственных и культурных интересах. Прозвище «Сильный» он получил не за укрепление государственной независимости, а за физическую силу и многочисленные любовные приключения.
В 1733 г. после его кончины, абсолютным большинством Сейм повторно избрал великим князем Станислава Лещинского. Однако в Петербурге заявили, что не допустят его к власти. Штыки русских и австрийских солдат возвели на трон сына Августа Сильного – Августа III. Как писал в депешах один тогдашний царский генерал, «…только одним своим присутствием наши солдаты задают местному населению единственно верное направление мышления…».
Как известно, Великое княжество перестало существовать после того, как ее территорию трижды в период 1772-1795 гг делили между собой государства-захватчики. Речь идет о России, Пруссии и Австрии. Летом 1812-го Наполеон в ходе Отечественной войны, заняв Вильно, объявил о возрождении ВКЛ. Однако, спустя полгода статус-кво был восстановлен наступающими русским полками. Три года спустя Венский конгресс закрепил неделимое право Российской империи на все земли, некогда принадлежавшие Великому княжеству.
Хронология основных событий
— 1696 г.: постановление Сейма о смене в Великом княжестве государственного языка (белорусского на польский)
— 1700-1721 гг.: Северная война
— 1704-1709, 1733 гг.: правление великого князя Станислава Лещинского
— 1733-1763гт.: правление великого князя Августа III.
— 1764г.: договор между Россией и Пруссией о сохранении шляхетских вольностей и «либерум вето».
— 1772…1795гг.: отторжение земель в пользу Пруссии, Австрии и России.