Жизнь 21-летнего олимпийского чемпиона Эдуарда Стрельцова, кумира всей советской молодежи, круто изменилась всего за один день. Баловня фортуны обвиняют в изнасиловании. Он вину признает, теряет право на реабилитацию и получает максимальный срок — 12 лет. Имя знаменитого футболиста не только вымарывают из всех спортивных справочников, но и пытаются активно стереть из людской памяти. Это дело никогда не пересматривалось и только слова, шепотом сказанные самому близкому человеку «мама, я не виноват», дают повод усомниться в справедливости столь сурового приговора.
Красивая жизнь
30 мая 1958-го по гулким коридорам Бутырской тюрьмы конвойные ведут молодого человека в спортивном костюме с крупными буквами «СССР» на свитере. Охрана с удивлением узнает в тюремном новичке Эдуарда Стрельцова — лучшего нападающего футбольной сборной страны. На следующий день команда улетит на чемпионат мира в Швецию, а ее главная надежда на долгие годы останется в заключении.
За несколько дней до ареста футболистов отпускают с тренировочной базы для примерки парадных костюмов в Москве. Оставшееся время Стрельцов договаривается провести с партнерами по сборной – спартаковцами Татушиным и Огоньковым. Приятели подъезжают к месту встречи на своих «Москвичах» в компании с двумя девушками и старинным приятелем – летчиком Э. Карахановым. Тот приглашает всех на свою подмосковную дачу. По дороге забирают еще двух подружек — Тамару и Марианну, которым впоследствии суждено стать центральными фигурами уголовного дела.
Сначала молодые люди устраивают пикник на берегу Тишковского водохранилища, во время которого обильно употребляют спиртные напитки. К 9-и часам вечера уже теплая компания наконец-то добирается до дачи Караханова и разбивается на пары. Стрельцову «достается» Марианна, а Огонькову — Тамара. Девушки открыто симпатизировали своим знаменитым ухажерам и весело проводили время.
На следующее утро сборная собирается на перроне Ярославского вокзала, и садится на электричку, идущую до тренировочной базы. На общем фоне резко контрастирует весьма странный вид Эдика Стрельцова: потрепанный, помятый, поцарапанный, с откушенным ногтем на пальце. Тот отшучивается, мол, не подружился с бабушкиной кошкой.
Футболисты не догадываются, что из Мытищ уже выехала следственно-оперативная группа. Заявительница показала, что на рассвете знаменитый футболист стал приставать к ней с непристойным предложением. Она категорически отказалось, после чего получила несколько ударов кулаком в лицо. Подавив, таким образом, волю к сопротивлению, он грубо надругался над ней. Дело набирает стремительные обороты и получает громкий политические резонанс. Все трое подозреваемых тут же получают пожизненную дисквалификацию, хотя следствие только начинается.
Скандал всесоюзного масштаба
Отчего же современники тех событий не верят официальному обвинению? У каждого из них собственные версии истинных причин столь жесткой расправы с талантливым спортсменом.
В уголовном деле есть показания подружек потерпевший, из которых следует, что она с самых первых минут знакомства с Эдуардом вела себя недвусмысленно. К вечеру, утолив страсть, пара завалилась спать в комнате на втором этаже, в которой также ночевал и мертвецки пьяный хозяин дачи.
Как только рассвело, Марианна одна пешком уходит домой в Пушкино. Её подружку – Тамару — еще ночью отвез на своей машине Татушин. На этом история могла бы закончиться, но она только набирает ход и очень быстро разрастается до скандала всесоюзного масштаба. Сначала в дело вмешивается мать Марианны и категорически настаивает на обращении в милицию. Ее можно понять: дочь избили, надругались, так пусть ответят, «как полагается».
На скамье подсудимых Стрельцов оказывается один. Против Татушина обвинений не было, а Огонькова спас отказ Тамары от ранее предъявленных претензий, мол, совершила необдуманный поступок. Простите. Примечательно, но в уголовном деле есть и отказ Марианны от обвинений.
Известно, что с девушкой переговорила мать Эдуарда, которая аргументировала свою просьбу забрать заявление наличием у сына совсем маленькой дочери. Как видим, уговорила, но было уже поздно. Ситуация начинает развиваться помимо желаний ее главных героев. Обвинительный приговор уже кем-то вынесен и от суда требуется лишь юридическое оформление. Понятно, что подобные вопросы в советские времена решались на самом верху. Спустя много лет следователь подтвердил, что до него довели резолюцию ЦК партии: «Действовать по закону».
Странно. Скандалы такого рода предпочитали скрывать, поскольку они искажали безупречно чистый моральный облик советского спортсмена. А здесь не только суровый приговор и пожизненная дисквалификация, но и публичное осуждение.
Теневая сторона советского спорта
Футбольная карьера Стрельцова началась в неполные шестнадцать лет. Через год юный нападающий московского «Торпедо» становится лучшим бомбардиром чемпионата СССР, дебютирует в сборной страны и в первой же игре забивает три гола. Трибуны заходятся в экстазе. Болельщики восхищены не только его гениальной игрой, но и невероятным взлетом простого мальчишки из коммуналки. Стрельцов стал олицетворением мечты всего послевоенного поколения о совершенно иной жизни, которую обещала хрущевская оттепель.
Пик славы приходится на осень 1956-го и связан с олимпийским триумфом в Мельбурне. Заслуженный мастер спорта в 19 лет нужен всем командам страны, каждая из которых сулит «золотые горы». Молодой футболист наотрез отказывается уходить из «Торпедо», но настойчивые попытки заполучить к себе талантливого нападающего продолжаются. Причем, методы никто особенно не выбирает. Хорошо известно, что «ЦДКА» нужных игроков просто призывал в армию, а «Динамо» использовал «милицейскую специфику».
В феврале 1958-го за три месяца до ареста «Комсомольская правда» выливает на Стрельцова ушат холодной воды, опубликовав фельетон «Звездная болезнь» о безобразиях знаменитого футболиста: пьет, скандалит, зазнался не по заслугам. Общественное мнение словно начали готовить к предстоящему событию: суд над зазнайкой и дебоширом должен вызвать понимание у народа.
Решение о суровом приговоре для молодого, но уже известного на всю страну футболиста, принимается в кремлевских кабинетах. Выше некуда. Говорят, что после доклада Фурцевой, Хрущев односложно ответил, — «Наказать».
Как ни странно, но одной из причин высочайшего гнева могли стать успехи советских олимпийцев. Страна чествует своих героев, но соратники уже подсказывают генсеку о необходимости обуздать чемпионов, которые слишком много о себе возомнили. Они должны четко понять, что их триумф является заслугой всего народа и партии.
В свое время Сталин ставил на место маршалов Победы, поэтому и в советском спорте не должно быть неприкасаемых. Нужен яркий пример, который бы стал наукой для всех, мол, знайте, свое место и не зарывайтесь. Предупреждение подействовало, и болтать лишнее особенно о политике и шумно собираться с обязательным спиртным спортсмены стали с опаской.
Смертельная обида
За годы заключения Стрельцов меняет несколько зон. Отношение других сидельцев к Эдуарду вполне уважительное, что вроде бы никак не совпадало с привычными понятиями о позорной статье.
В 1961-м у заключенного №1311 появляются реальные шансы выйти по амнистии. Новый уголовный кодекс меняет сроки наказания по многим статьям. Фактически Стрельцов свое отсидел, но тюремные ворота открываются перед ним лишь спустя два года, и речь идет только об условно-досрочной форме. Из заключения выходит совершенно другой человек, как внешне, так и внутренне.
Уголовное наказание закончено, но показательная порка продолжается. Некогда великого игрока и на свободе держат под строгим присмотром. Ему всего 26 лет и, теоретически, можно вернуться в большой футбол, но пожизненную дисквалификацию не снимают. В одиночку он пытается отыскать себя прежнего. Единственное, что позволено олимпийскому чемпиону, это играть в заводском первенстве ЗИЛ за команду строительного цеха.
Робкая надежда на перемены появляется после смены кремлевского руководства: Хрущев посадил, следовательно, Брежнев должен простить. Так оно и вышло. Леонид Ильич в отличие от предшественников был страстным болельщиком. После семилетней паузы Стрельцов повторно дебютировал в футбольном первенстве СССР в 1965-м. Такого в советском спорте еще не было. Великому игроку вновь рукоплещут переполненные трибуны, но это уже совсем другой человек. В душе осталась обида, от которой он не избавился до самой смерти.
С большим футболом стрельцов закончит в 32 года после тяжелой травмы. Вне поля толком себя не найдет и до конца дней так и не сможет понять, что за жернова перемололи его судьбу. Никто из участников той злополучной вечеринки не отрицал интимных отношений Эдуарда с Марианной. Тогда зачем же ему бить девушку кулаком в лицо, требуя близости? И почему в материалах дела полностью отсутствует летчик Караханов, как будто его не было на даче вообще? А между тем биологическая экспертиза показала, что он имел со Стрельцовым идентичную группу крови. И спал в той же комнате, что и Эдик с Марианной, которая вдруг не с того ни с сего подорвалась в пять утра и побежала домой за десятки километров пешком.