Простой народ, как известно, на лимузинах не ездит. Но нашего народа это не касается, поскольку был прецедент, в СССР с 1950 года по 1960-й выпускался семиместный лимузин именно для «народных масс». Эти массы после войны жили бедно, не хватало порой самого необходимого, но вот так распорядилось тогдашнее советское руководство во главе с Иосифом Сталиным. Честно говоря, логика этого решения автору непонятна.
Называлось это роскошное авто ЗИМ, что расшифровывалось как «Завод имени Молотова». Первый заместитель Сталина, член ЦК ВКП (б) Вячеслав Молотов, похоже, не видел ничего зазорного в том, что его имя носит завод, построенный в городе Горьком (Нижнем Новгороде) американским миллиардером Генри Фордом. Заводская марка лимузина — ГАЗ-12. Выпускался ЗИМ в нескольких модификациях: «скорая помощь», такси, фаэтон со съёмным верхом (очень редкая машина), представительская версия (с перегородкой в салоне), и собственно народный автомобиль, для населения. Всего было выпущено 21,5 тысячи экземпляров ЗИМов всех модификаций.
Стоил «народный лимузин» 34 тысячи «сталинских» рублей, у рабочих и крестьян, естественно, таких огромных денег не было. Но ЗИМы в личном пользовании были — загадка, парадокс советской эпохи. Заявляю об этом ответственно, потому что во времена моего детства в 50-е годы в нашем шахтёрском посёлке на Луганщине тоже был частный ЗИМ, единственный. Владел им рядовой электрик, даже не передовик производства. А директор шахты ездил всего лишь на «Волге».
Производство ЗИМа, безусловно, обогатило отечественное автомобилестроение. Мнение о том, что эта модель была, «слизана» с зарубежных образцов, не выдерживает критики. Об оригинальности ЗИМа неоднократно заявляли специалисты иностранных компаний. На лимузине были реализованы некоторые оригинальные идеи. К примеру, чтобы плавно разгонять с места довольно тяжёлый (около двух тонн) автомобиль, применялась гидромеханическая трансмиссия. Но в социальном плане затея оказалась провальной, заткнуть огромную дыру на советском потребительском рынке с помощью «народного лимузина» не удалось.
Владимир Царан.