К 70-летию ЗИМа, лимузина «для народных масс»

Простой народ, как известно, на лимузинах не ездит. Но нашего народа это не касается, поскольку был прецедент, в СССР с 1950 года по 1960-й выпускался семиместный лимузин именно для «народных масс». Эти массы после войны жили бедно, не хватало порой самого необходимого, но вот так распорядилось тогдашнее советское руководство во главе с Иосифом Сталиным. Честно говоря, логика этого решения автору непонятна.

Фото:kolesa-uploads.ru

Называлось это роскошное авто ЗИМ, что расшифровывалось как «Завод имени Молотова». Первый заместитель Сталина, член ЦК ВКП (б) Вячеслав Молотов, похоже, не видел ничего зазорного в том, что его имя носит завод, построенный в городе Горьком (Нижнем Новгороде) американским миллиардером Генри Фордом. Заводская марка лимузина — ГАЗ-12. Выпускался ЗИМ в нескольких модификациях: «скорая помощь», такси, фаэтон со съёмным верхом (очень редкая машина), представительская версия (с перегородкой в салоне), и собственно народный автомобиль, для населения. Всего было выпущено 21,5 тысячи экземпляров ЗИМов всех модификаций.

ЗИМ, «скорая помощь». Фото:diecast.by

Стоил «народный лимузин» 34 тысячи «сталинских» рублей, у рабочих и крестьян, естественно, таких огромных денег не было. Но ЗИМы в личном пользовании были — загадка, парадокс советской эпохи. Заявляю об этом ответственно, потому что во времена моего детства в 50-е годы в нашем шахтёрском посёлке на Луганщине тоже был частный ЗИМ, единственный. Владел им рядовой электрик, даже не передовик производства. А директор шахты ездил всего лишь на «Волге».

Производство ЗИМа, безусловно, обогатило отечественное автомобилестроение. Мнение о том, что эта модель была, «слизана» с зарубежных образцов, не выдерживает критики. Об оригинальности ЗИМа неоднократно заявляли специалисты иностранных компаний. На лимузине были реализованы некоторые оригинальные идеи. К примеру, чтобы плавно разгонять с места довольно тяжёлый (около двух тонн) автомобиль, применялась гидромеханическая трансмиссия. Но в социальном плане затея оказалась провальной, заткнуть огромную дыру на советском потребительском рынке с помощью «народного лимузина» не удалось.

Владимир Царан.

Читайте нас в: