После знакомства с эпопеей строительства Трансполярной магистрали закономерно должен возникнуть вопрос: что это было? Ради чего терпели невероятные лишения и гибли в тайге и тундре десятки наших соотечественников? И почему сотни километров железнодорожного пути, а также мосты, тоннели, виадуки и другие сооружения после 1953 года были попросту брошены в тайге? Неужели страна, недавно пережившая страшную войну, могла себе такое позволить? Могла, это становится ясно, если посмотреть на даты строительства: с 1947 по 1953 год.
Речь идёт о строительстве железнодорожной магистрали Салехард-Игарка, в обход Обской губы, протяжённостью почти 1300 километров с востока на запад, параллельно Полярному кругу, в условиях вечной мерзлоты и почти полного безлюдья. Проект был секретным, строить дорогу предполагалось силами заключённых. Стратегически замысел понять можно: война показала уязвимость страны с Севера, немецкие корабли хозяйничали на Баренцевом и Карском морях, добирались до Диксона и обстреливали этот порт. Нужен был новый арктический порт, связанный железной дорогой с европейской частью СССР.
Строительство магистрали и нового порта на мысе Каменный полуострова Ямал началось в январе 1947 года. Одновременно на строительстве порта и дороги было задействовано около 80 тысяч человек, преимущественно заключённых, работавших в адских условиях. Невероятная спешка приводила к низкому качеству работ, это заметно даже сейчас.
Поразительно, но факт: строительство, в том числе и велось без проектных и изыскательских работ. Вернее, проектная документация составлялась, но «постфактум», уже после того как работы были выполнены. Это привело к чудовищной ошибке: оказалось, строящийся на мысе Каменный порт не мог принимать суда из-за особенностей морского дна в данном месте. Пришлось удлинять дорогу на несколько сотен километров и строить другой порт, в Игарке.
А весной 1953 года, буквально через несколько дней после смерти Сталина, было принято решение Совета Министров о прекращении строительства Трансполярной магистрали. Впоследствии железную дорогу к газовым месторождениям Ямала всё-таки проложили, но по другому маршруту, с юга, через Тюмень. А невостребованная магистраль так и осталась загадочным памятником суровой сталинской эпохе.
Владимир Царан.