Некрополь Архангельского собора в московском Кремле является официальным местом погребения 56-ти великих и удельных князей, а также первых царей русского государства. На самом деле это бутафория, начало которой было положено еще в XVI веке.
Немного истории
Принято считать, что первым в некрополе захоронили умершего в 1340 году великого князя Ивана Калиту. В его времена собора еще не было, поэтому над могилой возвели маленькую белокаменную одноглавую церквушку, которой изначально предрекли функцию родовой усыпальницы. Однако, к XVI столетию в ней умудрились разместить почти три десятка могил: ни каких то деревянных гробов, поставленных друг на друга, а отдельно стоящих каменных саркофагов. Церковь многократно горела, постоянно ремонтировалась, и каждый раз ее подолгу восстанавливали. Вызывает сомнение, что тело очередного правителя Московии, почившего в Бозе, оказывалось в тесной комнате, заставленной гробами до самого верха. Не похоже на царское захоронение.
В 1505-м после очередного разрушения склепа по указу Ивана III начали возводить новый более просторный храм и по окончании работ якобы перенесли в него все имеющиеся саркофаги. С этого момента новый Архангельский собор стал официальной усыпальницей московских великих князей и царей, и лишь в XVIII столетии во времена правления Елизаветы Петровны останки по христианской традиции опустили ниже поверхности. Снаружи положили гранитные надгробия с православными крестами, которые можно увидеть и сегодня. И что здесь необычного?
Знатных мужчин хоронили в Архангельском соборе, а царственных особ женского пола, как уверяет история, в соборе Вознесенского монастыря, основанного супругой Дмитрия Донского в 1386-м. Он располагался в районе Спасской башни и был полностью разрушен в 1929-м. Однако, есть несколько тонких моментов, позволяющих усомниться в правдивости исторических сведений.
Дело в том, что из-за постоянных пожаров обитель никак не могли достроить, и она находилась в развалинах почти 80 лет. В 1467-м Мария Боровская — вдова Василия II «Темного» — приказала их разобрать и возвести новый деревянный храм, который практически сразу по окончании стройки сгорел. И только полвека спустя в 1518 году Василий III заложил на этом месте каменный собор, который постигла та же участь. И наконец, по приказу Фёдора Иоановича руины разобрали до основания, на котором возвели реплику Архангельского собора.
Из всего этого можно сделать вывод, что некрополь великих московских князей, царей и цариц, никак не мог возникнуть ранее конца XVI и начала XVII веков. Это означает, что все ранние захоронения находятся вне территории Кремля, и даже Москвы.
Данная точка зрения косвенно подтверждается фотоснимками 1929-го года, сделанными большевиками в подвалах Архангельского и Вознесенского соборов, в которых хранились царские и княжеские саркофаги. На них хорошо видно, что гробы явно не соответствуют статусу тел, которые в них должны находиться по официальной версии.
Например, гробница знаменитой царицы Софьи Палеолог, второй жены Ивана III, бабушки самого Ивана Грозного похожа на мусорный контейнер. Между тем, известно, что ее хоронили со всеми мыслимыми и немыслимыми почестями, как царицу московскую и как племянницу последнего византийского императора Константина. Вероятно, это грубая подделка сделана специально для сокрытия правды. Но какой?
Как хоронили в Московии
Обратимся к записям историка и дипломата начала XVII века И. Франке, который подробно описал путешествие принца Иоганна Шлезвиг-Гольштейнского, сына датского короля Фредерика II, в Московию (1602 г). Юноша ехал свататься к дочери Бориса Годунова, Ксении, но скоропостижно скончался, так и не увидев невесту. Царь приказал организовать похороны «по московскому обычаю», как великого князя. Европейский историк записал его в мельчайших деталях:
«…около полудня приступили к тщательному бальзамированию тела принца. По религиозным соображениям вскрытие не производилось, хотя, в Московии было принято удалять внутренности, а сердце и некоторые другие органы помещать в маленькие глиняные сосуды и хоронить отдельно возле гроба. После тщательного бальзамирования на покойного надели сорочку, обернули вощиной (тканью, пропитанной воском, смолами и благовониями), после чего тело положили в расписной деревянный гроб, обитый изнутри тканью с благовониями. Затем этот гроб поместили в медный ящик, и накрыли прекрасной белой тканью и бархатом. Далее была использована еще одна дорогая дубовая емкость, обитая позолоченным серебром, а на углах стояли четыре позолоченные головки ангелов с человеческими лицами и птичьими крыльями. На крышке саркофага вверху посередине находился позолоченный крест и огромная надпись о величии усопшего. Потом эту сложную конструкцию поместили в богато отделанный мраморный саркофаг и отнесли в склеп Лютеранской церкви…». Впоследствии захоронение было разграблено. Останки принца собрали в новый гроб и в 1637-м году отправили на родину.
Подобное описание и даже с иллюстрациями можно найти в «Лицевом летописном своде». Слово «лицевой» означает «с картинками», которых в 10-томнике свыше 16.000. Это своеобразная историческая энциклопедия, охватывающая период от Адама и Евы до середины XVI столетия. Можно заметить, что технология погребения очень похожа на египетскую, хотя, саркофаги конструктивно сильно отличаются между собой.
Не спешите с выводами. Многие современные экспонаты каирского музея являются подделками. Оригинальные изделия убрали в хранилища еще в начале XX века, поскольку многие из них противоречили общепринятой истории древнего Египта. Доказательства приведены в книге российского юриста Н. А. Соколова, которая называется «Поездка Ф. Шаляпина в Африку». Она была издана в 1914-м, и переиздана небольшим тиражом в 2008-м.
Авто сообщает, что посетив в 1903-м недавно открывшийся каирский музей и рассматривая саркофаги, Федор Иванович сначала обратил внимание на надписи, сделанные на крышках. Это были хорошо известные евангельские строки. Потом он указал на маленькие человеческие головки с крыльями, которые удивительным образом походили на хорошо знакомые образы херувимов и серафимов, неоднократно виденные в православных храмах. Всеобщее удивление вызвали и нательные кресты, обнаруженные на мумиях.
И еще. Многие видели посмертную золотую маску Тутанхамона. Подобных вещей в Египте найдено немало. Примечательно другое, в экспозиции Оружейной палаты Кремля можно увидеть нечто очень похожее, например, маску из драгоценного металла царевича Дмитрия и преподобного Кирилла Белозерского. Работы высочайшего класса. Но не слишком ли много параллелей?
Некрополь в Египте
До XVIII века Египет представлял собой одно большое кладбище неких царей, впоследствии названных «фараонами», могилы которых охраняли мамлюки. По странному стечению обстоятельств их набирали исключительно из юношей тюркского и славянского происхождения в северном Причерноморье, на Дону, в нижнем Поволжье и на Кавказе. Для чего такие сложности, если бойцов можно рекрутировать на африканском континенте или в Персии? Очевидно потому, что присматривать за захоронениями ордынских правителей и московских князей, к ним приравненным, было большой честью, которая даровалась только истинным христианам.
Традиция сохранялась вплоть до XVI века, то есть, до перехода египетских земель под влияние Османской империи. Хоронить христианских царей на мусульманской территории уже не представлялось возможным, а перевозить саркофаги на родину в Московию было либо накладно, либо слишком сложно. Решили пойти по простому пути и организовать липовые некрополи в Архангельском и Вознесенском соборах, чтобы как-то объяснить потомкам, где лежат их знаменитые предки. Этим объясняется наличие в храмах большого количества примитивных гробов, внешний вид которых не соответствует ни статусу покойных, ни сохранившимся описаниям.
Именно в XVI веке окончательно пала некогда великая империя ченгизидов. Образовалось множество независимых государств, начавших враждовать между собой. В Московии к власти пришла прозападная часть привилегированного сословия: Романовы, Юрьевы, Захарьевы. Ее активно поддерживал патриарх Филарет (Ф. Романов), который одним из первых начал переписывать историю, править старинные манускрипты и летописи, а также занялся реформированием церкви. Позже его начинания продолжит патриарх Никон и окончательно вычеркнет из памяти поколений всё, что было связано с Ордой, а трехсотлетний период фактически единой государственности обзовет «монголо-татарским игом».
В России петровских времен бальзамирование царских и знатных особ вновь стало привычным делом. В качестве известных примеров можно привести склеп с гробом великого князя Потемкина или выдающегося врача XIX века Н. Пирогова. Соответственно, В. Ульянова-Ленина и И. Джугашвили-Сталина.
Доктор медицины Д. Выводцев, непосредственно осуществлявший бальзамирование тела Пирогова, рассекретил использованную технологию. Он написал в воспоминаниях, что его умения опираются на древние знания, которые почерпнуты из старинных манускриптов, составленных специалистами по ритуальным услугам Московии.