Драма художника Николая Бодаревского: «слишком красиво!»

«Передвижники» — не имеющее аналогов объединение российских художников, формально существовавшее с 1863 по 1923 год как «Товарищество передвижных художественных выставок». Члены товарищества, а среди них было немало известных имён, принёсших мировую славу русской живописи. Именно на передвижных выставках широкая российская публика смогла увидеть «Не ждали» и «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову» Василия Сурикова, «Алёнушку» Виктора Васнецова, «Март» Исаака Левитана и множество других прославленных шедевров.

«Автопортрет с моделью». 1912 г. Николай Бедаревский.

В целом для работ передвижников характерен реализм, обычно доведённый до натурализма, и острая, чаще всего трагическая социальная направленность. Трагические социальные нотки чувствуются даже в пейзажах, например, в знаменитых «Грачах» Сергея Саврасова. Однако взгляните на репродукции картин, представленных на этой странице. Никакого трагизма, натурализма и прочих упомянутых выше «измов», мы видим лишь портреты красивых и довольных собой людей в богатом антураже. А ведь это тоже работы передвижника, художника Николая Бедаревского. Очень известного и популярного на рубеже прошлого и позапрошлого веков.

«Портрет дамы в сиреневом». 1891 г. Николай Бедаревский.

Выпускник Академии художеств, Николай Бедаревский вступил в Товарищество и стал демонстрировать свои картины на передвижных выставках в 1880 году. Однако с самого начала у него начались трения и открытые конфликты с коллегами-художниками. Картины Бедаревского — портреты знатных особ, откровенные изображения дам лёгкого поведения, как они считали, искажают общую социальную направленность экспозиции. Хотя художественных достоинств его картин никто не отрицал, но… слишком красиво! Бедаревский критику коллег слушал, но общего стиля не менял, дошёл даже до того, что нарисовал портрет императрицы Александры Фёдоровны, в полный рост.

«За книгой». 1904 год. Николай Бедаревский.

Расплата за своеволие была жестокой. «Классические» передвижники сегодня — культовые фигуры, их острые социальные произведения известны всем, их изучают в школах и художественных училищах. Бедаревский — академик живописи, и кроме того, автор мозаичных портретов, и сегодня украшающих здания Московской консерватории и храма Спаса На Крови, основательно забыт. Как оказалось, не все передвижники
одинаково полезны.

Владимир Царан.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"