Цепочка роковых ошибок: хронология событий
Гражданский самолет Ан-24РВ столкнулся с военным лайнером Ту-16 24 августа 1981 года в небе неподалеку от сибирского города Завитинска. В авиакатастрофе, которая умалчивалась советскими СМИ, погибли 38 людей, но выжить посчастливилось только одной – Ларисе Владимировне Савицкой, в девичестве – Андреевой.
Ан-24РВ выполнял рейс 811 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, а Ту-16К вылетал из аэродрома Завитинска для мониторинга погодных условий. Расследование катастрофы подтвердило: к трагическому столкновению привела цепочка простых ошибок на всех уровнях: от диспетчера в аэропорту до пилотов.
Ан-24РВ подлетал к Благовещенску в 15 часов 21 минуту по местному времени. Его вылет из Комсомольска из-за плохой погоды задержался на 4 часа. Ту-16К набирал высоту до 7800 м в небе над поселком Бахирево в 70 километрах от Завитинска, но в этом месте их воздушные пути пересекались. Пассажирское судно не смогло разминуться с военным бомбардировщиком, что вылетел на 20 минут раньше. На высоте 5,2 км над землей они столкнулись. Драматичным моментом в катастрофе стала невозможность суден разминуться над облаками в условиях ясной и чистой погоды: видимость была 10 километров.
Комиссия по расследованию катастрофы составила примерную схему. Ту-16К врезался кабиной в стабилизатор Ан-24, винт которого вращался со скоростью 20 оборотов в секунду, от чего военные пилоты погибли сразу. У гражданского судна снесло часть корпуса и крыло, оно потеряло управление и развалилось в небе над тайгой.
Ту-16 упал на расстоянии 2-х км от точки столкновения: из-за удара об землю он взорвался и сгорел. Обломки Ан-24 обнаружили в радиусе 1 км. Поисково-спасательные работы начались 25 августа.
Картина трагедии
В поисках участвовали сотрудники КГБ, авиационный отряд, представители облисполкома Амурской области. Поскольку столкнулись военный и гражданский лайнер, все стороны стремились собрать достаточно доказательств, чтобы доказать невиновность. Поиски затрудняла болотистая местность, густой лес, плохие погодные условия, необходимость пересекать таежный хребет.
Поиски установили общее количество погибших – 38 человек: выжить в таком крушении, казалось, было нереально. Удивление поисковиков было бесконечным, когда они, добравшись до обломка хвоста, нашли среди разбросанных вещей живого человека.
Свадебное путешествие
Студенты Лариса и Владимир Савицкие поженились весной 1981 года. Они учились в Благовещенске: Лариса – в педагогическом вузе, Владимир – в медицинском институте. Ей исполнилось 20, ему – 19 лет. Сдача экзаменов, студенческая практика не давали возможности молодоженам насладиться медовым месяцем, съездить к родным во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре. Поэтому путешествие отложили на конец августа.
Билеты из Комсомольска в Благовещенск достать было трудно. В тот трагический день супруги провели в аэропорту 4 часа – вылет отложили из-за плохой погоды. Когда молодожены зашли в салон, обнаружили, что из 47 мест больше половины оказались свободными. Люди, сдавшие билеты, утверждали, что сделали это, предчувствуя беду.
Места супругов приходились на середину – ее в первую очередь разорвет при крушении. Девушка предложила мужу сесть в хвостовую часть, которая оказалась свободной – сейчас эти места называют «для влюбленных». Лариса расположилась у иллюминатора, а Володя – справа рядом с ней. Устав от многочасового ожидания вылета в аэропорту, пара задремала.
Крушение
Как впоследствии вспоминала Лариса Савицкая спустя 20 лет после трагедии в интервью одной из газет, из сна ее вырвало ощущение сильного удара и крики в салоне. Посмотрев на сидящего рядом Володю, она обнаружила, что тот весь в крови и не подает признаков жизни. В этот момент ей стало все безразлично. Перед сидением оторвало фюзеляж, ворвался страшный свист ветра, а температура в салоне опустилась до -30. Савицкая, перелетев через сидение мужа, упала в проход – в этот момент она сломала правую руку, но не чувствовала боли.
Очнувшись, женщина хотела одного – умереть без мук. Ей вспомнился фрагмент итальянского фильма «Чудеса еще случаются», который супруги недавно смотрели: пассажирка тоже пережила авиакатастрофу над джунглями благодаря тому, что она вжалась в сидение. Савицкая доползла до кресла, села и изо всех сил начала отталкиваться от пола ногами, а от подлокотников – руками.
Восемь минут полета на землю казались вечностью. На обломке хвоста, от которого отваливалась обшивка и другие части, она летела сквозь облака, пока перед глазами не произошла «зеленая вспышка» – это показалась тайга. Савицкая поняла, что сейчас случится самое страшное и еще крепче вжалась в кресло.
Она очутилась в невероятно удачном месте – посреди березовой рощицы, которую с двух сторон омывала река. Как выяснили спасатели, лиственные деревья смягчили удар: если он пришелся бы на хвою — это было бы концом. Мягкому приземлению способствовало и то, что обломком Ан-24 оказался именно хвост – благодаря аэродинамическим характеристикам он летел не строго вертикально, а зигзагообразно, словно лист.
Лариса была без сознания несколько часов. Очнувшись, она увидела перед собой множество комаров – поскольку лето в тайге заканчивалось. Подаренные Володей часы «Чайка» показывали вечернее время.
Ей не хотелось жить, но мотивацией не умирать было: «А что скажет мама»? Смотря на застывшее Володино лицо, она понимала: он перед смертью желал, чтобы любимая выжила.
В результате падения Савицкая получила пять переломов позвоночника, перелом руки, многочисленные ушибы и мышечные разрывы. Она не могла питаться из-за выбитых зубов; понимала, что находится в таежной глуши, но не теряла надежду, что спасатели ее найдут. Для поддержки сил пила воду из луж, укрывалась от дождя чехлами от кресел, а на голову надевала пакет, защищаясь таким способом от комаров. Спинной мозг не был задет, давая возможность двигаться.
А Вы знали что: кроме Ларисы Савицкой, оказаться в живых могла еще одна женщина. Когда спасатели извлекли живую девушку из крыла, под ее сидением оказалось кресло, в котором находилось тело еще одной пассажирки, приземлившейся живой. Эксперты обнаружили кровавые следы от сломанных ногтей: она пыталась выкарабкаться, но была зажата креслом и обломками.
Спасение и забвение
Ларису Савицкую нашли спустя три дня после трагедии и доставили в центральную поликлинику Завитинска. Впоследствии она узнала, что для нее даже приготовили могилу – так делали для всех погибших по спискам. Авиакатастрофа умалчивалась СМИ, а родственникам умерших пассажиров также приказали молчать. К Ларисе в больницу не пускали даже маму, а у входа в ее палату дежурил представитель органов госбезопасности. Только в 1985 году газета «Советский спорт» напечатала небольшую заметку о Ларисе Савицкой как о человеке, который пережил падение с высоты 5,2 км над землей из-за падения якобы самодельного дельтаплана.
Сама женщина через год возвратилась в институт, но замуж больше не выходила. Тогда же у нее родился сын Георгий. Долгое время она лечила травмы; у нее парализовало руки и ноги, работать нигде не могла, жила на пособие матери-одиночки в 32 рубля. По тогдашним законам оформить инвалидность не могли: каждая отдельная травма не была настолько серьезной, а в совокупности увечья не давали права претендовать на инвалидность. Поэтому выплатили только 75 рублей как компенсацию за физический ущерб. В 90-х женщина продавала книги, затем открыла магазин. Сейчас ей 59 лет, работает риэлтором в консалтинговой компании.
Лариса Савицкая вошла в Книгу рекордов Гиннеса России дважды: как человек, переживший падение с высоты 5,2 км и пострадавший, которому выплатили минимальную компенсацию – 75 рублей.