«Митькой звали»: петровские реформы в сфере личных отношений

Возвращение Петра I летом 1698 года из Европы после длившегося почти полтора года Великого посольства ознаменовалось рядом исторических царских указов, положивших начало эпохальным петровским реформам. Наиболее известны и чаще других цитируются положения указов о бритье бород, ношении иноземного платья, реформе алфавита и календаря. И гораздо менее известны петровские преобразования, касающиеся личных и семейных отношений. А межу тем в этой сфере произошли некоторые изменения, которые смело можно называть революционными.


Подача челобитной на Руси. Рисунок нидерландского путешественника Альфреда Мейерберга, XVII век.

Со времён Ивана Грозного в Русском царстве утвердился безобразный и оскорбляющий человеческое достоинство обычай: при подаче челобитных (жалоб и заявлений) на царское имя, а иногда и на имя воеводы, именовать себя «полуименем» — Васькой, Петькой, Ивашкой и т. д. Собственно, эти «полуимена» и появились как своего рода позывные при обращении нижестоящего к вышестоящему. При этом сама форма обращения должна была быть как можно более подобострастной и самоуничижительной — «я, недостойный холоп твой» и т. п. А именовали себя в челобитных холопами, Кольками и Митьками отнюдь не крестьяне (те и права такого, подавать челобитные, не имели), а князья и бояре, а порой и те самые воеводы.

Пётр запретил использовать в челобитных «полуимена», а слово «холоп» заменил на «раб», более демократичное, ассоциирующееся с церковным «раб божий». А также падать перед царём на колени. Этим же указом отменялся обычай, известный и действовавший только на Руси: снимать шапку вблизи дома, где в данное время находился царь.

Боярский свадебный пир в XVII веке. Художник Константин Маковский.

Попытался молодой царь навести порядок и в деликатной сфере семейных отношений. Несколькими указами, изданными в 1700-м, 1702-м и 1722-м годах строжайше запрещалась насильственная выдача девушек замуж, а также женитьба (что тоже практиковалось). Устанавливался обязательный шестинедельный перерыв между обрядами обручения и венчания, что давало время для знакомства жениха и невесты. Расторжение договора обручения нарушением закона не считалось. В целом нововведения касались, в первую очередь, дворянского сословия, и преследовали цель привить дворянам и купечеству понятия человеческого достоинства. В какой-то степени эта задача была решена лишь к XIX веку.

Владимир Царан.

Читайте нас в: