К началу XX века железные дороги стали активно влиять на все сферы человеческой жизни. Разумеется, это нашло своё отражение в художественной литературе. Началось с «Анны Карениной» Льва Толстого, а в 1934 вышел роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», быстро ставший классикой детективного жанра.
Кроме захватывающей интриги и талантливо изображённых персонажей, на читателей, а затем и на кинозрителей производила сильное впечатление роскошь «Восточного экспресса», реальная, а не плод художественного вымысла. Поезд поражал воображение изысканным богатством отделки и невероятным уровнем сервиса. Купе с перегородками из красного дерева, хрустальные люстры, диваны из натуральной кожи, отдельная ванная для каждого купе. Плюс два ресторана, с хрустальными сервизами и столовым серебром, один из них в стиле Людовика XV….
Благодаря роману Агаты Кристи в мире сложилось мнение о «Восточном экспрессе» как о каком-то невероятном феномене. Хотя это совсем не так, в начале XX века по Европейскому континенту курсировало несколько таких поездов, существовала даже своего рода мода на роскошные международные экспрессы.
Курсировал и «Северный экспресс», или «Норд экспресс», соединявший богатый бельгийский морской курорт Остенде, Париж и Санкт-Петербург. В первый свой рейс «Норд экспресс» отправился осенью 1896 года, после шумной рекламной кампании. По роскоши отделки и уровню комфорта «Северный экспресс» ничуть не уступал «Восточному», а по средней скорости даже превосходил его. Чуть более двух суток, 52 часа от Парижа до Санкт-Петербурга, с остановкой в Берлине — по тем временам это был рекордный показатель.
Хотя указ о создании «Международной компании спальных вагонов» подписал лично император Александр III, идея и реализация проекта — заслуга бельгийского инженера и предпринимателя Жоржа Нагельмакерса. После Гражданской войны «Норд экспресс» курсировать, по понятным причинам, перестал, ни одного убийства в нём не случилось. Наверное, по этой причине писатель Владимир Набоков, в детстве не раз путешествовавший на Северном экспрессе», великого романа на тему этого поезда так и не создал.
Владимир Царан.