Афера братьев Гохманов, или как одесситы обманули экспертов Лувра

В XIX веке Европу захлестнуло увлечение древностями. Сначала Жану-Франсуа Шампольону в 1822 году удалось расшифровать египетские иероглифы. Потом Генрих Шлиман нашёл целый древний город — античную Трою. Археология стала необычайно популярной, экспозиции знаменитых музеев в европейских столицах постоянно пополнялись различными древностями.

Коллаж:i-fakt.ru

А на юге Российской империи, на берегу Чёрного моря примерно в это же время появился и стал бурно расти и развиваться портовый город Одесса. Как известно, одесситы всегда чутко реагировали на все события в мире, европейская мода на древности тоже не осталась без их внимания. Причерноморье — местность, буквально напичканная разного рода древностями. Что не удивительно, в течение многих веков на этих землях жили скифы, греки, аланы, генуэзцы, татаро-монголы и просто татары, все эти народы в огромном количестве оставляли здесь свои развалины, захоронения, различные культурные артефакты.

Торговля древностями в Одессе получила широкий размах, появилась даже отдельная профессия — «бугровщики», т. е. раскапыватели древних курганов. Их находки, в основном мраморные надгробья и камни с различными надписями на греческом и других языках, охотно скупали торговцы предметами старины. В Одессе самыми известными скупщиками древностей были Гохманы, братья Лейба и Шепсель. Однако надгробья и другие подобные раритеты, понятно, находились нерегулярно, поэтому братья нередко «подправляли историю» — продавали мраморные плиты с поддельными надписями, благо древнегреческий язык тогда изучали в гимназиях. Бизнес процветал, и братья Гохман решили выйти на новый уровень.

Лейбе и Шепселю удалось привлечь к своему бизнесу известных одесских ювелиров, с их помощью удалось изготовить «царский» головной убор, тиару из чистого золота, весом 485 граммов, якобы подаренную греками скифскому царю Сайтаферна. Тиару (куполообразный шлем) мастерски украсили сценами из античной мифологии и охоты самого скифского царя, а также дарственной надписью на древнегреческом языке.

Тиару предложили сначала Венскому императорскому музею. Австрийцы отказались, сославшись на нехватку денег, но отозвались о царском раритете с восторгом. Возможно, под влиянием этого восторженного отзыва тиару в 1896 году купили в парижском Лувре, за 200 000 франков, или 50 000 тогдашних рублей. Огромные деньги, можно было купить несколько имений.

Обман раскрылся в 1902 году, но, что удивительно, контора братьев Гохманов продолжала процветать, а в Лувре просто перенесли тиару в зал современного искусства, где она находится и сейчас. Единственная сторона, которая объявила себя пострадавшей — ювелир Израиль Рухомовский, талантливый изготовитель подделки. Он не получил почти ничего и умер в бедности.

Владимир Царан.

Читайте нас в: