В ноябре 1942 года со стороны Баренцева моря пара советских торпедоносцев Пе-2 возвращалась на аэродром, находящийся на восточном побережье Кольского полуострова, Неожиданно она была атакована четверкой немецких истребителей Messerschmitt-109, появившейся ниоткуда. В этой зоне пилоты нападения врага не ожидали, поэтому обе машины были подбиты практически одновременно. Экипажи обратили внимание и успели доложить, что немцы полетели не на Запад к своим скандинавским аэродромам, а вглубь советской территории.
Эскадрильям, взлетевшим по тревоге, обнаружить загадочные самолеты нацистов не удалось. Посты береговой охраны и корабли, находящиеся в непосредственной близости от района воздушного боя, присутствия вражеской авиации в своих зонах ответственности категорически отрицали. Тогда откуда взялась и куда исчезла таинственная четверка мессершмиттов? Военно-морскому командованию казалось полным абсурдом вести поиски немецкого аэродрома в своих глубоких тылах, поэтому это направление сразу исключили из рассмотрения.
В архангельской глуши
О загадочном немецком аэродроме вновь заговорили только в 1987-м, когда геологическая партия в болотистой тундре в 120 километрах севернее Архангельска случайно наткнулась на останки торпедоносцев Пе-2. По сохранившимся медальонам личности погибших летчиков и обстоятельства их гибели были установлены. Исследователи подняли архивные документы и решили проанализировать версию, которую в годы войны категорически отвергли – о секретной авиабазе нацистов где-то в этих местах.
Расследование затянулось на целых пять лет и лишь в 1992-м поисковики обнаружили заброшенную воинскую часть в районе озера Окулова, примерно в 150 км на северо-восток от Архангельска. Около взлетной полосы, покрытой металлическими листами, стояло несколько полуразвалившихся деревянных строений жилого и технического предназначения. Возле них были аккуратно складированы ржавые бочки из-под горюче-смазочных материалов с характерными немецкими орлами на боковинах. Остались и токарные станки с германскими клеймами на корпусах. В одном из зданий сохранились разобранные бортовые радиостанции Люфтваффе и различные запчасти.
Поговаривали, что некоторые местные жители знали о существовании этого аэродрома еще в 1950-х годах, но о своей находке докладывать компетентным органам не торопились и на то, по-видимому, у них были веские причины. Следует понимать, что он находился посреди непроходимых болот и лесов. Практически полное бездорожье. Глухомань. На сотни километров вокруг ни одного населенного пункта. Даже сегодня туда можно добраться только вертолетом.
В архангельском архиве сохранился любопытный документ, в котором говорилось, что немецких солдат, устроивших пикник возле аэродрома, в 1942 году случайно увидел местный житель Николай Парахин. Он дезертировал из армии и скрывался на охотничьей заимке. Добравшись до ближайшей деревни, мужчина рассказал о гитлеровцах, пьющих шнапс рядом с самолетами, оперуполномоченному НКВД, который и составил соответствующий протокол.
Поверить в реальность рассказанной истории было невозможно, а проверить с учетом труднопроходимой местности и отсутствия сил – затруднительно, да и попросту некому. Посчитали, что дезертир ищет повод для своего возвращения и оправдания. Его расстреляли, а протокол списали в архив, в котором он пролежал почти полвека. Больше сообщения о гитлеровцах, вольно живущих в этих местах, не поступали, а немецкий аэродром, вероятно, продолжал исправно функционировать до самого конца войны.
Из открытых военных архивов сегодня известно, что в августе-сентябре 1942-го бомбардировщики Junkers-88 совершили 6 налетов на Архангельск, в ходе которых серьезно пострадали жилые кварталы и городские предприятия. Огромный ущерб был нанесен портовой инфраструктуре. Разрушения были настолько значительными, что пришлось некоторые суда из союзнических конвоев отправить на разгрузку в Мурманск.
Но самое интересное состоит в том, что вражеские самолеты заходили на бомбометание ни с севера или запада, а с востока, где город не имел противовоздушной обороны. Советские истребители патрулировали только северо-западные районы, как наиболее вероятные зоны нападения противника. Военные отказывались верить, что у них в тылу находится крупная немецкая авиабаза, а восточное направление атаки объясняли тем, что «в гитлеровских штабах тоже сидят не дураки».
Помимо истребителей и бомбардировщиков, летчиков и авиатехников на аэродроме под Архангельском находилось подразделение охраны и диверсионно-штурмовой отряд. В сентябре 1942-го он был выброшен в район переправы через реку Вычегда на границе Архангельской и Вологодской областей. Диверсанты не только полностью уничтожили охрану стратегически важного объекта и достаточно долго его удерживали, но и при отходе взорвали. Другой эпизод их подрывной деятельности описал Борис Васильев в своей знаменитой повести «…А зори здесь тихие», по которой поставили театральную пьесу и сняли целых два кинофильма.
На берегу реки Лена
В самом начале 1980-х вертолетчики при облете дельты реки Лены совершенно случайно обнаружили заброшенное топливохранилище. При последующем наземном исследовании стало понятно, что оно создано гитлеровцами, как пункт дозаправки субмарин, кораблей и самолетов, действующих в районе Севморпути. Уже в наши дни выяснилось, что с ним неразрывно связана одна из множества антарктических загадок, оставшихся после гибели Третьего рейха. Она касается секретной миссии подлодки U-534 класса IXC/40, которой командовал оберлейтенант Герберт Ноллау.
Выйдя из Киля 5 мая 1945-го, возле берегов Дании субмарина была потоплена глубинными бомбами, сброшенными с английского противолодочного самолета, но многим членам команды удалось спастись. После окончания войны ходили упорные слухи, что на лодке перевозили некие ценности Третьего рейха. Известный кладоискатель миллиардер Карстон Ри даже профинансировал ее подъем в надежде найти несметные сокровища. В 1993-м субмарину подняли со дна, но сундуков, доверху набитых золотом и бриллиантами, в ней не оказалось. Одно время она была музейным экспонатом, стоящим на набережной небольшого городка под Ливерпулем, а последние 13 лет является аттракционом.
В ее послевоенной истории есть один интересный, но малоизвестный момент. При обследовании внутренних помещений подлодки в командирском сейфе нашли распечатанный пакет с секретными документами. Из них следовало, что лодке предписано, взяв груз и пополнив запасы в Норвегии, двигаться на восток вдоль антарктического побережья СССР. На секретной базе в дельте Лены дозаправиться, а затем перейти в район Новой Земли. Очевидно, для очередного пополнения запасов топлива, продовольствия и пресной воды. Конечной точкой маршрута являлась одна из гаваней в Аргентине.
Получается, что в мае 1945-го за несколько дней до капитуляции Германии, когда боевые действия на морском театре уже были фактически прекращены, лодку направляют вглубь советской территории с некой секретной миссией. Перед началом похода практически весь старый экипаж меняют на неизвестных людей без имен и фамилий, о чем сохранилась запись в судовом журнале.
Наличие в документах слова «груз» воодушевило кладоискателей, но ничего похожего на ящики они не нашли. Лишь в конце 1990-х стало известно, что буквально на следующий день после известия о гибели подлодки к ней спускалась команда водолазов Кригсмарине. Они извлекли и перегрузили на другую субмарину порядка дюжины тяжелых герметичных контейнеров. Можно только предположить, что они были доставлены по назначению.
Что же представляла собой секретная немецкая база на реке Лена, предназначенная для дозаправки германских подлодок и крейсеров, контролирующих северный маршрут. Для ее размещения гитлеровцы выбрали плоский каменистый остров, надежно укрытый от шквалистого ветра мощной скалой, находившейся на левобережье одной из множества безымянных проток.
200-метровый причал из стали и бетона на всю длину уходил в огромную пещеру природного происхождения, поэтому был совершенно незаметен ни с воздуха, ни с моря. На него можно было наткнуться только случайно. Только с воздуха было видно и топливохранилище – довольно большая площадка, закрытая скалами со всех сторон. На ней находилось порядка 600 бочек с топливом, которые доставлялись на причал по узкоколейному рельсовому полотну.
В середине 1980-х годов редакции сразу нескольких популярных советских газет планировали организовать специальную экспедицию к базе нацистов в глубоком тылу, однако, журналистов не пустили под предлогом особой секретности объекта. Потом развалился СССР, и появились более актуальные темы для журналистских расследований.
Возникает закономерный вопрос, насколько долго могли просуществовать подобные нацистские базы в Арктике и Сибири после окончания войны? Многие считают, что всё было заброшено из-за отсутствия элементарного снабжения. Возможно, так оно и есть, но как тогда объяснить следующий факт.
Июльским утром 1963-го недалеко от якутского поселка Тикси на берегу залива местные жители обнаружили почти нетронутый труп пожилого мужчины, одетого в немецкую военно-морскую форму образца 1939-1945 гг с нашивками и знаками отличия. После вскрытия патологоанатомы сделали сенсационное заявление о предполагаемой дате смерти: менее трех дней. Откуда он взялся в этой пустынной зоне вечной мерзлоты? Никто так и не ответил.