Ленд-лиз или как и чем США помогали СССР во Второй мировой

Советский Союз начал подготовку к войне с гитлеровской Германией задолго до ее начала и к 1941-му процент милитаризации экономики был достаточно высок. Однако, первый вражеский удар по военной промышленности был настолько сокрушительным, что оклематься страна смогла только к началу 1943-го. Особо чувствительной стала потеря пороховых заводов в Шостке и Шлиссельбурге, Ленинградского и Харьковского промышленных районов. Полноценно эвакуировать все предприятия оборонного значения своевременно не удалось. В частности, ленинградский Кировский завод, наладивший выпуск тяжелых танков КВ, а также мариупольский металлургический завод, производящий танковую броню.

Фото: avatars.mds.yandex.net

Рассекреченные архивные документы того времени рисуют безрадостную картину, сложившуюся к осени 1941-го. Например, командование артиллерийского Управления докладывает Ставке о том, что адекватной замены длинному перечню заводов попросту нет. Для налаживания производства вооружений на неподготовленных площадках требуется время – месяц, два, три…. Планируется задействовать всё, что возможно, включая даже троллейбусные парки. СССР требовалась срочная и всесторонняя помощь.

Ленд-лиз. Начало

В 1940-м Ф. Рузвельт – 32-й президент США — убедил Конгресс помочь Великобритании в борьбе с Германией и отдать ей полсотни эсминцев. В ответ англичане разрешили строить американские базы на своих территориях в Западном полушарии. США согласились продавать и оружие, но у Лондона не хватало денег. И тогда юристы нашли старый закон, позволявший сдавать военную технику и материалы в аренду. Сам термин «ленд-лиз» (lend lease) означает «давать взаймы» или «арендовать».

Условия были такими. За товары, потерянные в ходе боев, можно было не платить. Военную технику, пережившую войну, надо вернуть. Поставки двойного назначения, например, продовольствия можно оплатить после победы. 11 марта 1941-го закон был подписан, и буквально на следующий день первые корабли с вооружением, боеприпасами и другими грузами покинули американские порты.

Фото: avatars.mds.yandex.net

Великобритания и США заявили, что готовы всесторонне помогать СССР, поскольку нацизм является угрозой для всего мира, а всю тяжесть борьбы с ним несет Советский Союз. 30 сентября — 1 октября 1941-го полномочные представители трех держав встречались в Москве. Согласно итоговому протоколу, за предстоящие 9 месяцев западные союзники обязались поставить полтора миллиона тонн грузов. В том числе тысячи самолетов, танков, орудий и другого вооружения. Скрупулезное исполнение обязательств под личный контроль взял Ф. Рузвельт.

Как дальновидный политик он считал, что Советский Союз является передним краем обороны США. Красная армия уничтожает тех гитлеровцев, которые могли бы убивать американцев.

Выгодно всем

По подсчетам историков и экономистов, программа помощи позволила СССР компенсировать отсутствие в промышленности свыше 600 тысяч человек. По большей части мужчин молодого или среднего возраста, которыми укомплектовали дюжину общевойсковых армий. Специалистов с техническим образованием в войсках не хватало, и хорошие механики ценились на вес золота.

Со своей стороны союзники инвестировали в собственную безопасность. Каждый танк, самолет или литр топлива, дошедший до СССР, использовался против нацистов. Поставки вынуждали экономику Германии работать на пределе возможностей, чтобы обеспечить части, сражающиеся на Восточном фронте, всем необходимым. Происходило естественное перераспределение поставок, и операции против западных государств снабжались по остаточному принципу. Это сохранило жизни многим американцам и англичанам.

Ленд-лиз. Окончание

Формально закон о Ленд-лизе должен был действовать до июня 1946-го. Однако, практически сразу после капитуляции Японии в сентябре 1945-го новый американский лидер Г. Трумэн резко прекратил поставки и потребовал вернуть технику. В обратном направлении отправили лишь небольшой процент от 17,5 миллионов тонн грузов, пришедших из-за океана.

Процесс возвращения зачастую доходил до абсурда. Пришедшие автомобили, танки, пушки и другое вооружение прямиком из порта отправлялось под пресс. Никакой необходимости в нем не было, но бывшие союзники опасались, что имея самую мощную и боеспособную армию в мире, Советский Союз начнет передел сфер влияния в Европе и в других регионах планеты. В Белом доме допускали вероятность того, что против американцев будут воевать на их собственных кораблях и самолетах.

Мифы о Ленд-лизе

О военной помощи СССР, оказанной западными союзниками, существует много стереотипных суждений. Некоторые, к примеру, считают, что основные поставки шли северным путем — через порты Архангельска и Мурманска. Это действительно самый короткий, но и самый опасный маршрут, по которому перевезли около 22% от общего числа грузов. Самый большой плюс состоял в том, что время доставки на фронт было минимальным.

Фото: avatars.mds.yandex.net

Еще в конце 1941-го Гитлер приказал военно-морским силам наглухо заблокировать северные моря. В свободный поиск отправились, так называемые, «Волчьи стаи» — группы субмарин, выслеживающие и атакующие конвои. Действовали они достаточно эффективно и самым большим успехом можно считать гибель в июле 1942-го конвоя PQ-17, о котором написаны книги и сняты фильмы. На дно ушло 430 танков, 210 самолетов, 3530 грузовиков, 100 тыс. тонн стального листа и другие грузы. После этого союзникам стало сложно находить добровольцев, готовых отправиться на верную смерть. Всего за годы войны прошел 41 караван судов.

Вторым маршрутом поставок по Ленд-лизу были порты Персидского залива. Они были безопасны, но не могли оперативно переваливать требуемые объемы грузов. Корабли неделями, а порою и месяцами стояли на рейде, ожидая разгрузки. В результате сроки их получения растягивались на неопределенное время. Дополнительную проблему создавало прохождение через территорию Ирана, на которой действовали многочисленные бандформирования, которые попросту расхищали всё, до чего могли добраться.

Дальневосточный маршрут считался формально безопасным, поскольку Япония не находилась в состоянии войны с Советским Союзом. Но опасность изменения ее позиции существовала всегда, поэтому в этом направлении шли некритичные грузы двойного назначения, например, промышленное оборудование. После разгрузки во Владивостоке требовалось еще несколько недель, чтобы они наконец-то добрались до потребителей в европейской части страны.

Через Дальний Восток перегоняли и самолеты, что было связано со своими трудностями и проблемами. Приходилось лететь через всю страну: ведущим шел бомбардировщик с радиостанцией, а за ним истребители, лишенные средств связи. Потеря визуального контакта означала для них, в лучшем случае, аварийную посадку, а в худшем – гибель.

Значение Ленд-лиза

В самый критический момент войны для СССР, пришедший на осень-зиму 1941-го, Красная Армия опиралась исключительно на собственные силы. В частности, в битве под Москвой западная техника и вооружение не использовалось. Сражение под Сталинградом, ознаменовавшее коренной перелом в войне, так же прошло с мизерным участием американских танков, грузовиков и самолетов. Правда, по нескольку иной причине. Основной объем поставок был направлен другим фронтам, сражавшимся на западном и кавказском направлении.

Фото: i.ytimg.com

При этом следует сказать, что, начиная со второй половины 1943-го, поставки в войска ленд-лизовских вооружений были ощутимыми и значимыми. Например, существует такое авторитетное высказывание, что подготовка и проведение Крымской операции в апреле-мае 1944-го без наличия американских «Студебекеров» («Studebaker US6») была бы невозможной. Похожие суждения высказывались о целом ряде весенних наступательных операций этого временного периода на территории Украины. Отметим, что их количество в действующей армии достигло 30% от общей численности грузовиков лишь к концу 1945-го.

В 1942-м доля западной бронетехники, поступившей на фронты, не превышала 11%,  в 1943-м — 9%, а дальше цифра стала еще ниже. За все годы получено около 12 тысяч танков и 18 тысяч самолетов. Для сравнения в годы войны советская промышленность произвела свыше 35 тыс. танков Т-34 и более 25 тыс. танков Т-34-85.

Что касается самолетов, то Москва сразу отказалась от дорого истребителя-бомбардировщика P-47 «Thunderbolt» и отдала предпочтение не самому лучшему, но очень надежному и безотказному P-39 «Airacobra». Именно на нем воевал трижды герой СССР А. Покрышкин. Основное преимущество «Аэрокобры» перед советскими машинами состояло в том, что всем вооружением можно было управлять с ручки управления самолетом. Двигатель, расположенный сзади кабины пилота, обеспечивал дополнительный уровень безопасности, что позволяло летчику более уверенно чувствовать себя во время воздушных боев.

Одному из разработчиков закона о Ленд-лизе Гари Гопкинсу приписывают такие слова: «Соединенные Штаты не считают помощь, оказанную в рамках программы Ленд-лиза, определяющим фактором победы Советского Союза над нацистской Германией. В ее основе лежит беспримерный героизм и пролитая кровь советских солдат…».

Мог ли Советский Союз победить Германию без этой помощи? Да. Но цена победы была бы несоизмеримо выше, а боевые действия тянулась бы дольше. Напомним, что по самым последним данным за Победу своими жизнями заплатило свыше 45 млн. человек: русских, белорусов, украинцев, евреев и представителей других национальностей Советского Союза.

Читайте нас в: