Зелёный и жёлтый — цвет оперения птицы чижа. И мундиров будущих юристов, студентов петербургского Императорского училища правоведения. Их так и принято было называть — «чижики-пыжики». И песенка «Чижик-пыжик, где ты был», и мини-памятник на набережной Фонтанки, где птичка сидит на рюмке понятно чего, это всё о них — студентах одного из самых престижных учебных заведений России.
В списках выпускников училища правоведения немало славных имён. Композиторы Пётр Чайковский и Александр Серов, поэты Алексей Апухтин и Иван Аксаков, министры Николай Булыгин и Иван Горемыкин, а также шахматист, непобеждённый чемпион мира Александр Алехин. О последнем следует рассказать особо, с ним мундир «чижика-пыжика» сыграл злую шутку.
Александр Алехин окончил Императорское училище правоведения весной 1914 года, получил предпоследний чин в Табели о рангах — титулярного советника, но службу в министерстве юстиции нёс лишь формально. Вся Россия знала: 21-летний Александр Алехин — восходящая звезда российских шахмат и будущий вельтмейстер (чемпион мира). К тому времени Алехин уже блестяще выступил в нескольких престижных международных турнирах, а сразу по окончании училища отправился в Германию, где принял участие в крупном международном турнире в городе Мангейме. Здесь его и застало известие о начале Первой мировой войны и вступлении в неё России на стороне Антанты, против Германии и Австро-Венгрии.
Турнир, в связи с началом войны, досрочно прервали и объявили победителем Александра Алехина по лучшим показателям в турнирной таблице. Выплатили денежный приз и тут же, по законам военного времени интернировали, вместе с другими русскими участниками турнира. Алёхину была оказана особая «честь» — его отправили в тюрьму, и не в обычную, а в военную, в городе Людвигсхафене. Дело в том, что Александра Алёхина, единственного из русской делегации, следователь посчитал… военным, и даже офицером русской армии.
Внимание следствия привлекла фотография с петербургского шахматного турнира, на которой Александр Алёхин запечатлён вместе с юным Хосе-Раулем Капабланкой и Эмануилом Ласкером. А сам Алёхин, в ту пору студент, облачен в мундир училища правоведения. Тот самый, жёлто-зелёный, цвета «чижиковых перьев». Но снимок был чёрно-белый, шахматисту не поверили. В тюрьме Алёхин провёл больше месяца, пока его вместе с другими русскими шахматистами не отпустили в Италию.
Владимир Царан.