Спасение реликвии: мощи Сергия Радонежского. Часть I
Во что превратилась Троице-Сергиева лавра после закрытия можно узнать, например, из кадров знаменитой советской киноленты режиссера Г. Александрова «Светлый путь». Ее снимали в стенах одного из древних храмов. По сюжету фильма они изображали общежитие ткацкой фабрики, а кровать главной героини установили как раз напротив алтаря. Недолго думая, декораторы переделали весь интерьер, умудрившись пробить отверстия в старинной фреске и прикрутить с обратной стороны самый современный по тем временам телефонный аппарат, по которому героиня Л. Орловой разговаривала с членами правительства.
Мощи преподобного Сергия стали экспонатом музея атеизма, который организовали в бывшей Никоновской церкви. Посетители с интересом смотрели через стекло на разбросанные кости, а люди верующие, подходя к раке, старались отводить взгляды, некоторые крестились и плакали. Все храмы и строения лавры были закрыты и отданы под нужды трудового народа. На старом монастырском подворье был клуб, рабочее общежитие, ремонтные мастерские, пункт проката, продуктовая лавка и даже мельница.
Смена хранителя
В 1928-м в Сергиеве (город переименовали в 1919-м) начались аресты священнослужителей и верующих прихожан. В арестантском списке граф Олсуфьев значился под первым номером, но буквально накануне задержания его успели предупредить.
Ночью супруги зарыли ларец с главой Сергия Радонежского под кустом сирени в саду своего дома и, наскоро собрав вещи, переехали в поселок Мишаловку, что неподалеку от подмосковных Люберец. Незадолго до этих событий они купили там скромное жилье.
Наутро после спешного отъезда в их брошенном доме был произведен дотошный обыск. Что пытались отыскать неизвестно, но перерыли даже клумбу с цветами под окном. Попытку могли повторить в любой момент, поэтому реликвию следовало незаметно перенести в более безопасное место. Но кто может это сделать? Самому Юрию Александровичу появляться в городе было небезопасно.
С неожиданной просьбой он обратился к Павлу Голубцову — будущему иерарху русской православной церкви, — который в эти годы был простым мирянином. Он приходился сыном профессору Голубцову — давнему другу четы Олсуфьевых. Молодому человеку предстояло выполнить трудное и опасное задание.
Впоследствии он вспоминал: «… когда выкапывал ларец, было очень жутко. Кругом темень. Где-то рядом лаяла собака. Я страшно боялся, что она разбудит соседей, а нужно было успеть до рассвета. Главу, обвернутую газетой, словно кочан капусты, я переносил в обычной хозяйственной сумке. Когда пришел на станцию, только начало рассветать. Поезда на Москву еще не ходили, и я пошел пешком до следующей платформы Хотьково и там уже дождался поезда…».
В Москве юноша переночевал у знакомых и ранним утром продолжил путь. Вновь пешком он дошел до Люберец, а оттуда еще четыре километра по бездорожью добирался до поселка, в котором обосновались Олсуфьевы. Только поздним вечером Павел наконец-то добрался до конечной точки своего сложного маршрута.
Но и здесь церковная реликвия не была в безопасности. Репрессии усиливались. 24 января 1938-го Юрия Олсуфьева арестовали. Накануне он попросил Голубцова позаботиться о сохранности святыни, если его схватят.
В это время молодой человек работал в московском отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских. Он перенес ларец с главой Сергия на свое рабочее место и поставил в дальний угол среди беспорядочного нагромождения банок с красками, холстов и старинных икон. Здесь он благополучно пролежал до 1941-го.
Возвращение святыни
Голубцов подлежал мобилизации. Опасаясь, что в случае гибели о святыни никто так и не узнает, он отвез ее своему духовнику – старцу Иллариону, служившему в деревенском храме подмосковного села Виноградово. Изначально тот спрятал ее в алтаре под престолом, где и полагалось хранить столь значимые православные святыни, но после, опасаясь обысков, перенес ларец в свою келью.
Немцы вплотную подошли к столице. От линии фронта храм отделяло всего пять километров. Судьбе было угодно, чтобы мощи святого оказались на линии огня в такой же тяжелый для нашей родины час, как и много столетий назад. Это был своеобразный знак небес, после которого и немцев отбросили, и церковно-государственные отношения нормализовались. Сталин пообещал передать лавру верующим.
Троице-Сергиеву лавру открыли для прихожан на Пасху 21 апреля 1946-го. Никто даже не догадывался, что глава ее основателя 28 лет находилась в вынужденном изгнании. Доподлинно известно, что к моменту открытия святыня уже была на своем прежнем месте в Троицком соборе. Как же она там оказалась?
В январе 1945-го в Москве ожидали английскую делегацию, которая собиралась принять участие в Поместном соборе РПЦ. Во время подготовки к этому визиту официальные власти разрешили открыть обитель и позволили вернуть мощи преподобного Сергия на свое исконное место в Троицком соборе. Тогда же с благословения патриарха Алексия I реликвию тайно перевезли в лавру и воссоединили с остальными останками.
Об этих событиях хранителям тайны главы Сергия Радонежского узнать было не суждено. Настоятель лавры — архимандрит Кронид (Любимов) и священник Павел Флоренский приняли мученическую смерть почти одновременно. Первого из них расстреляли в декабре 1937-го в Москве, а второй — сгинул на «Соловках» двумя днями ранее. Место его захоронения неизвестно. Графа Олсуфьева расстреляли в 1938-м.
Благодаря этим самоотверженным неравнодушным людям удалось сохранить православную святыню, к которой сегодня, как и много веков назад нескончаемым потоком продолжают идти люди. В древнем Троицком храме у мощей великого русского святого испытываешь совершенно особое чувство, как будто остановилось время. Здешние монахи говорят, что преподобный Сергий всегда находится где-то рядом. Он даже видит и слышит нас, а некоторые верующие обладают особым даром видеть самого святого. Неужели такое возможно?
Воссоздание лика святого
Иноки и послушники рассказывали о многих чудесах и мистических событиях, неоднократно происходивших в обители. В частности, о существовании нескольких человек, которым являлся преподобный Сергий, и церковь признала эти явления истинными. Далеко не все подобные видения признаются священнослужителями. Тем более, в православной традиции поиск чудес и особых откровений не приветствуется в принципе. Она говорит о том, что ложные видения развивают гордыню, при которой человек начинает считать святым себя самого. Но иногда господь в виде каких-то исключений посылает знаки прихожанам, чтобы укрепить их веру в реальность духовного мира и поддержать в трудную минуту.
В свое время люди, у которых, по мнению священнослужителей, были духовные моменты просветления и действительно в видениях являлся преподобный Сергий, были найдены. После знакомства родилась идея смелого эксперимента — воссоздать реальный облик старца по рассказам очевидцев. Известно множество его изображений и на портретах, и на иконах, и на фресках, но все они абсолютно разные.
Помочь согласились специалисты Института этнологии и антропологии, на счету знаменитой лаборатории которого уже более 400 ликов, восстановленных по уникальной технологии. Среди них Тамерлан, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, рязанский князь Олег. Но даже для таких многоопытных специалистов вызов оказался излишне смелым.
До этого они восстанавливали лица только по черепам. Однако, в данном случае церковь не дала согласия на вскрытие раки и категорически запретила пользоваться рентгеновским аппаратом. Ученым впервые пришлось трансформировать свои методики воссоздания портрета только по словесному описанию. Для опроса были использованы специальные этнографические таблицы с сотней различных параметров.
Одним из «контактеров» был охранник лавры Вячеслав Сидоренко. Однажды ночью в Троицком храме он увидел две необычные фигуры: монаха в поношенной рясе и воина в старинных латах. Внутренний голос подсказал – это преподобный и Дмитрий Донской. Они тихо говорили между собой и прошли в центр зала. Мужчина испугался, убрал взгляд, а когда обернулся, то рядом уже никого не было.
Врач Татьяна Воронова приезжала в Троице-Сергиеву лавру на паломничество. Перед входом в обитель встретила необычного монаха, который тихо плакал и от старости едва мог передвигаться. Она предложила свою помощь и помогла дойти до Троицкого собора. По дороге попросила назвать свое имя и услышала в ответ «Просто монах». В храме старец неожиданно растворился среди людей.
Эта странная встреча настолько врезалась в память молодой женщины, что она рассказала о ней на исповеди. Каково же было ее удивление, когда священник предположил, что она помогла дойти до собора самому Сергию Радонежскому.
Софье Бунчук старец привиделся в детстве. В тот день они с братом были дома одни и плакали, перепуганные сильной грозой. Неожиданно в комнату вошел старик, который сел на табуреточку, называл по именам и долго разговаривал. О чем конкретно, она уже конечно не помнит, но в памяти осталась одна короткая фраза: «Не плачьте. Мама уже сейчас придёт». И действительно, буквально через несколько минут пришла мама, а старик незаметно исчез. Входная дверь оставалась запертой.
Через несколько месяцев кропотливого труда скульптурное изображение Сергия Радонежского было завершено. Его лик был тайной, оставшейся глубоко в истории. Спустя 700 лет Всевышнему стало угодно, чтобы он вновь появился в своей обители. Скульптуру сегодня можно увидеть в музее Троице-Сергиевой лавры.