Агитфарфор 1920-х годов — посуда на службе революции

Фарфор традиционно считался материалом аристократическим, и расписывался тоже в соответствии со вкусами богатых. Однако «на сломе эпох», после Октябрьской революции 1917 года с фарфором произошла странная метаморфоза: он вдруг превратился в агитационный материал для пропаганды революционных идей. Даже специальный термин появился — «агитационный фарфор», или «агитфарфор».

Сергей Чехонин. Поднос «Красный Балтийский флот». 1920 г. Фото:bellezza-storia.livejournal

Это тем более странно, что родилась идея агитфарфора на петроградском Императорском фарфоровом заводе — небольшом предприятии, ничего не выпускавшем в розничную продажу, а обслуживавшем исключительно царский двор. Не последнюю роль здесь сыграло наличие на складах завода больших запасов «белья» — не расписанной фарфоровой посуды.

Расписывать блюдца, чашки и тарелки в советском духе, украшать новой символикой, большевистскими лозунгами, и всё это сделать частью «нового быта» рабочих и крестьян — такую идею стал реализовывать в 1918 году художественный руководитель предприятия, к тому времени переименованного в Государственный фарфоровый завод, известный художник-супрематист Сергей Чехонин. Считается, что именно он, ученик Ильи Репина и отличный миниатюрист и медальер, создал оригинальные шрифты и орнаменты для агитфарфора, что и привело к успеху всей затеи.

На завод были приглашены и активно включились в творческий процесс самые известные русские художники той поры, никогда не работавшие с фарфором: Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич, Борис Кустодиев, Владимир Татлин. Благодаря им агитфарфор сразу стал заметным явлением в прикладном искусстве, им заинтересовались коллекционеры. На столы простых рабочих и крестьян, как изначально предполагалось, посуда с большевистскими лозунгами и картинками так и не попала — она стала новым предметом роскоши.

Тарелки и шахматы производства Государственного фарфорового завода. 1923 г. Фото:mos.ru

Первые же образцы советского агитационного фарфора, попавшие за рубеж, вызвали большой интерес у коллекционеров и галеристов на «буржуазном Западе». Продукцию Государственного фарфорового завода и других советских предприятий, освоивших производство агитфарфора, стали активно экспортировать. Но продержался ажиотажный спрос недолго, до начала 1930-х годов. По разным причинам ушли большие художники, «агитфарфор» из своеобразного декоративного направления постепенно превратился в примитивный советский китч.

Владимир Царан.

Читайте нас в: