Хозя Кокос, друг царя, еврей из Каффы

Неизвестно, чем руководствовались толмачи московского Посольского приказа, переводя библейское имя Иосиф с иврита на русский как Хозя, но с их подачи именно в таком виде оно дошло до нас. Что касается фамилии Кокос, то это, скорее всего, не фамилия, а прозвище, фамилиями евреи в XV веке не пользовались. Что оно означало мы, наверное, уже никогда не узнаем, но точно не кокосовый орех — они появились на Руси намного позднее, в царствование Петра I.

Каффа. Средневековая гравюра. Фото:litres.ru

Хозя Кокос был самым богатым и именитым еврейским купцом в городе Каффа. Так в средние века называлась генуэзская крепость и торговая колония на территории Крымского ханства, нынешняя Феодосия. Благодаря незаурядному коммерческому чутью и незаурядному дипломатическому таланту Кокосу удавалось в сложнейшей политической ситуации находить общий язык и с ханами Большой орды, и с генуэзскими банкирами, и с Великим государем Руси Иваном III Васильевичем, дедом первого русского царя Ивана Грозного.

Иван III Васильевич, Великий князь и государь Всея Руси.

Доверенным лицом Ивана Васильевича Кокос стал в то время, когда уже официально считался поставщиком драгоценностей к государеву двору. Причины особого доверия к нему со стороны Великого государя точно не известны, но вообще такая практика — держать при дворах монархов-христиан советников из числа иудеев была в средние века широко распространена.

Диспут еврейских и христианских богословов. Средневековая гравюра. Фото:pp.userapi.com

О степени личного доверия Великого государя Кокосу (с которым он ни разу не встречался) можно судить по тому факту, что Хозя был… сватом Ивана Васильевича. Ему удалось сосватать для сына Ивана, Ивана Молодого, дочь молдавского господаря Стефана Великого Елену. Кокос не однажды выкупал из татарского плена видных русских военачальников. Во многом его стараниями были освобождены члены русской дипломатической миссии Фёдора Курицына, захваченной в Белграде турками-османами.

Важную роль сыграл дипломатический талант Кокоса во время знаменитого «Стояния на Угре» в 1480 году, положившему конец трёхсотлетнему татаро-монгольскому игу на Руси. Кокосу удалось уговорить польского короля Казимира отказаться от участия в походе на Москву вместе с ханом Большой орды Ахматом. Без поддержки Казимира татарские войска так и не смогли продвинуться дальше реки Угры, левого притока Оки. На обратном пути, правда, воины Ахмата в отместку сожгли и разграбили Киев. Но и здесь отличился Хозя Кокос: на личные средства выкупил все сокровища Киево-Печерской лавры, увезённые татарами в Крым, и отправил их в Москву, государю Ивану Васильевичу. К сожалению, история не сохранила ни портрета, ни точных дат жизни Хози Кокоса, по любым критериям — незаурядной исторической личности.

Владимир Царан.

Читайте нас в: