Владимир Демихов, забытый на родине «отец» трансплантологии

В конце 1967 года имя молодого южноафриканского кардиохирурга Кристиана Бернарда облетело весь мир. Ему удалось в собственной клинике в Кейптауне впервые пересадить человеческое сердце. 25-летняя девушка попала в смертельное ДТП, и её сердце было пересажено обречённому на смерть 55-летнему польскому эмигранту. Первый блин вышел немного «комом», пациент не прожил и трёх недель, умер от пневмонии, вызванной несовместимостью тканей. Но за первой пересадкой последовала вторая, десятая…. Сегодня это довольно рутинная, хотя и дорогостоящая, операция, люди с пересаженными сердцами живут в среднем по 10-12 лет.

Владимир Демихов и его двухголовая собака. 1959 год. Фото:qil.ru.

Советские журналисты тоже участвовали в пресс-конференциях Кристиана Бернарда. И с удивлением услышали, что Бернард называет своим учителем советского кардиохирурга Владимира Демихова, в СССР это имя никому, кроме очень узкого круга специалистов-трансплантологов, ничего не говорило. Более того, оказалось, что Бернард до своей триумфальной операции приезжал в СССР, дважды, в 1960 и 1963 годах, и встречался с Демиховым. А когда прилетел в Москву в начале 1970-х, в аэропорту первым делом спросил встречавших медицинских чиновников: где Демихов? Тем пришлось что-то бормотать про какую-то экстренную операцию….

Кристиан Бернард. Обложка журнала TIME, 1967 год.

Свою первую операцию по пересадке сердца (искусственного, собственной конструкции) Демихов провёл, ещё будучи студентом МГУ. Собака с его уникальным аппаратом прожила два часа. Это был первый в мире эксперимент такого рода. После войны Демихов провёл ряд уникальных пересадок органов животным (сердца, печени, конечностей и даже головы). Сообщения об экспериментах Демихова в научных журналах медики во всём мире читали как сенсации. Во всём мире, но не СССР. На родине у Владимира Петровича отношения с высшим медицинским руководством страны «не сложились». Даже кандидатскую диссертацию он защитил в довольно зрелом возрасте — в 47 лет. Правда, присвоили ему сразу докторскую степень.

Как это ни грустно, битва за приоритет нашей медицины в области трансплантации органов была проиграна полностью. Верность поговорки «один в поле не воин» на примере Владимира Демихова, увы, нашла своё очередное подтверждение.

Владимир Царан.

Читайте нас в: