В бурлящем XVIII веке извилистые судьбы одних выносили к вершинам власти, а других — лишали всего, в том числе и головы. Марта Скавронская в одночасье превратилась из безграмотной служанки в доме священника из забытого богом польского городка в могущественную Российскую императрицу Екатерину I. Об этом историческом факте знают многие, но практически никому неведома ее национальность. Полька? Немка? Белоруска! Невероятно, но факт.
Между враждующими империями
С началом Нового времени вся Европа зашевелилась. Развивалась торговля и ремесла, совершенствовалась техника, росли города и возникали радикальные идеи. И то, что еще вчера казалось невозможным, становилось реальностью. На монарших тронах стали появляться энергичные, жесткие и непредсказуемые политики, полностью олицетворявшие свою эпоху. В Швеции — Карл XII, в Пруссии — Фридрих II, в России — Петр I.
С середины XVII века Великое Княжество Литовское переживало далеко не самый лучший исторический период. От былого могущества не осталось следов, а осмелевшие соседи ходили по территории, как через проходной двор. На земли ВКЛ попеременно приходили суровые шведы, лихие украинские казаки, крымские татары и московские князья. Параллельно шли внутренние междоусобицы, распри и конфликты между враждующими кланами белорусско-литовских магнатов и шляхты. В результате многие дворяне и простолюдины вынуждено бежали на сопредельные земли: от Московского царства до германских государств в Прибалтике.
Ситуация благоприятствовала, поэтому Петр I решил расправить крылья византийско-московского орла и закрыть ими берега Балтийского моря. В результате между двумя сильными государствами региона, — Шведским королевством и Московским царством, — произошло ожесточенное вооруженное столкновение.
Скромный презент
В августе 1702-го русский отряд под командованием генерала-фельдмаршала Б.Шереметева подошел к занятому шведами городу Мариенбургу (сегодня это польский город Мальборк). Гарнизон капитулировал, не вступая в бой. Согласно легенде, в составе делегации парламентеров, посланной в лагерь противника, находился местный протестантский пастор Глюк.
Предстояли сложные переговоры. По обычаям того времени город, сдавшийся на милость победителя, если не хотел подвергнуться разгрому и грабежу, был обязан уплатить контрибуцию. Многоопытный священник не только прекрасно говорил по-русски, но и досконально знал особенности русской души. Поэтому с собой он взял только Библию на церковнославянском языке и молоденькую служанку Марту.
Насколько священное писание подействовало на Бориса Шереметева, неизвестно, но девушка ему точно понравилось. Да так, что он оставил ее у себя. Апокрифические историки утверждают, что в качестве пленницы. Но, скорее всего, в виде своеобразного презента или контрибуции за Мариенбург.
От него красивая Марта перешла к графу Александру Меншикову, ближайшему царскому фавориту. Когда на ужине в доме «Алексашки» новую служанку увидел Петр, то приказал девушке прийти к нему в спальню и подержать подсвечник, пока он будет отходить ко сну. Через некоторое время она окончательно перебралась в царские палаты.
В мае 1724 года бывшая пастырская служанка Марта Скавронская была коронована Государыней Российской империи Екатериной I. Какого же рода-племени была первая российская императрица?
Немка, эстонка или белоруска
Родословная второй жены Петра Великого с первых дней ее появлении во дворце заинтересовала многих, включая и самого порфироносного супруга. Поэтому справки о прошлом императрицы наводили на высшем государственном уровне. Но, как писал историк Андреев в 1871 году: «Однако, потомство бродит ощупью, ища определенные данные о происхождении Марты».
В первом приближении может показаться, что по первоначальному «месту трудоустройства» она должна быть немкой. В будущем именно представительницы германских династий, чаще всего, царствовали в России. Историки писали о том, что Марта была рождена близ Дерпта (ныне — Тарту) крепостной крестьянкой от ливонского помещика Розена. В этом случае она имеет эстонско-немецкое происхождение. По другой легенде, будущая русская царица родилась под Кегумсе в семье латышских или литовских крестьян. Но, согласно наиболее распространенной версии, Марта-Екатерина была белоруской.
Служанка с литовской границы
Некоторые исследователи утверждают, что она была дочерью крепостного крестьянина, принадлежавшего шляхтичу ВКЛ Лаврницкому. Но официально признана следующая версия: отцом будущей императрицы был Самуил Скавронский (Скворощенко, Сковроцкий), бежавший вместе с ее матерью из Великого княжества в Ливонию. Когда они умерли во время чумы, то девочку забрал пастор. Однако и он вместе со всей семьей эпидемию не пережил. Тогда сироту приютил еще один протестантский священник — тот самый Глюк с Мариенбурга.
Эта версия принадлежит французу на русской службе Францу Вильбоа, жена которого была первой фрейлиной Екатерины. Впрочем, мариенбургский пастор был человеком прагматичным во всем. Девушку он не удочерял, грамоте не обучал, а использовал в качестве домохозяйки. Заметив зарождение близких отношений с сыном, спешно выдал замуж за шведского драгуна Иоганна. Счастье молодоженов было коротким: буквально на следующий день после свадьбы к городу подошла русская армия, и скандинавы спешно ретировались. В дальнейшем пастор распорядился судьбой Марии Скавронской в «миротворческих» целях.
В пользу литвинского происхождения Марты-Екатерины говорит и тот факт, что, по некоторым данным, в Прибалтике у нее была родная тетя Анна-Мария Веселовская. Похоже, что служанка пастора свободно владела русским (или белорусским) от рождения. И Шереметев, и Меншиков, и Петр, конечно, говорили по-немецки, но вряд ли бы стали обременять себя разговорами с наложницей на иностранном языке.
Кстати, Александр Меншиков, подаривший девушку царю, сам был белорусским шляхтичем из-под Орши. Легенду о торговле пирожками с зайчатиной и низком происхождении, скорее всего, придумали московские бояре, конкурирующие со «светлым князем» за влияние на царя.
Первоначально отношения Петра и его новой возлюбленной были тайной. Но постепенно Екатерина все чаще и чаще стала появляться в высшем обществе. При этом женщина, которая до конца жизни так и не научились читать и писать, поражала всех острым умом и серьезными рассуждениями во многих областях жизни.
С первых дней знакомства самодержец российский сильно привязался к новой пассии. О причинах этой привязанности ходили разные слухи. Говорят, что она умело снимала эпилептические припадки Петра Алексеевича. Ее спокойный и миролюбивый характер уравновешивал вспыльчивость и жестокость мужа. Именно Екатерину просили заступиться в случае его гнева или немилости.
Она неоднократно ходатайствовала и за вороватого Меншикова, и за опального сына от первого брака — царевича Алексея. Как известно, Петр I передал право престолонаследия детям от Екатерины, тем самым проигнорировав существовавшие правила и обычаи. Неизбежный конфликт закончился убийством наследника: по приказу отца, Алексею под видом «кровопускания» вскрыли сразу четыре вены. Царевич скончался от обильной кровопотери.