Тайны разведки: предательство Иуды. Часть I

В тот зимний вечер атташе посольства США Рассел Август Ленжилли, как всегда, после работы спешил домой на проспект Мира. На улице было морозно, поэтому пришлось надеть  черную цигейковую шапку. Теперь дипломата было трудно отличить от обычного советского мужчины. Практически всегда он ездил по одному и тому же маршруту, но в этот день повел себя странно: то проскакивал светофор на красный, то начинал петлять по переулкам,  а возле метро «Проспект Мира» и вовсе остановился, бросив машину у тротуара.

Фото:mage.tmdb.org

Американец спустился под землю, дождался поезда и посмотрев по сторонам, зашел в вагон. Перед самым захлопыванием дверей неожиданно выскочил на платформу, пробежал вверх по эскалатору и вышел на поверхность. Ровно в 20:00 Ленжилли подошел к ближайшей от метро автобусной остановке и, как бы случайно, столкнулся с мужчиной в военной форме. Ничего необычного. Но от сотрудников наружного наблюдения не ускользнул момент, когда атташе и офицер обменялись какими-то предметами.

Мы расскажем об одном из самых громких дел в истории отечественных спецслужб. Пять лет советский разведчик тайно работал на американцев. Он выдал ЦРУ несколько десятков агентов-нелегалов. Материальный ущерб от продажи военных секретов исчислялся в десятках миллиардов долларов. Удар такой силы наша разведка получила впервые, поэтому бывшие коллеги присвоили предателю оперативный псевдоним «Иуда».

Доступен для шантажа и вербовки

Неизвестный подполковник впервые попал в поле зрения сотрудников госбезопасности 21 января 1959-го. В тот день контрразведчики вели наблюдение за Ленжилли. Они знали, что скромный атташе не просто дипломат, а кадровый сотрудник ЦРУ. Разведчик опытный и очень осторожный. То, что оперативникам удалось зафиксировать его контакт с советским офицером, было большой удачей.

Пётр Семёнович Попов. Фото:i049.radikal.ru

Военный, ничего не подозревая сел в автобус, и добравшись до гостиницы «Останкино», прошел в свой номер и спокойно лег спать. Проверкой установлено: номер занимает Пётр Семёнович Попов. Подполковник интендантской службы. В недавнем прошлом офицер военной разведки ГРУ. В Москву прибыл в командировку из Калинина (сегодня это Тверь). Местные чекисты в тот же день прислали на Лубянку его полное досье.

В их городе Попов появился всего несколько месяцев назад. Прибыл после службы в ГДР. Собственной квартиры нет. Вместе с женой и двумя детьми живет у тёщи. Около 8 лет служил в Главном разведывательном управлении. Сначала в Австрии, а после – в Германской демократической республике. В ноябре 1958 года неожиданно был переведен в распоряжение отдела кадров тыла и отправился в Союз со странной формулировкой в личном деле: за связь с гражданкой Австрии, не обусловленную служебной необходимостью.

Вена 1951 года. Город красив и ухожен. Всего шесть лет как закончилась война, но об этом мало что напоминает. Пётр Попов оказался здесь сразу после успешного окончания военной дипломатической академии, которую еще называли кузницей кадров военной разведки. Для молодого офицера такое развитие карьеры было многообещающим.

Попов занимает невысокую должность в штабе советских оккупационных войск, но это всего лишь прикрытие. На самом деле в круг профессиональных обязанностей новоиспеченного офицера ГРУ входит ведение разведывательной работы против Югославии. Вот уже пять лет как Советский Союз по инициативе Сталина разорвал дипломатические отношения с этой страной. Маршал Тито объявлен врагом и отступником от идей социализма.

Венская разведгруппа, которой предстояло руководить Попову, состояла из пяти тайных агентов. Среди них выделялась красивая 24-летняя сербка Эмилия Коханик. Работая референтом-переводчиком, она одновременно была видным функционером австрийской компартии. Для военной и политической разведки СССР девушка была ценным информатором.

Изначально с сербской красавицей резидент проводил рабочие встречи в ресторанах и на конспиративной квартире. Неожиданно служебные отношения переросли в бурный любовный роман. Жена Попова в это время находилась в Калинине и о заграничных амурных похождениях мужа даже не догадывалась.

Тем временем, влюбленные, потеряв голову и всякую бдительность, стали встречаться практически каждый день. Больше всего Петру и Эмилии нравилось посещать киносеансы. «Большой вальс» был их любимым фильмом. Его смотрели раз десять, а может и больше. Попову казалось, что здесь под звуки «Сказок венского леса» они скроются от посторонних глаз. Ошибался.

Любовный роман с самого первого дня находился под пристальным вниманием австрийской полиции, на которую под агентурным псевдонимом «Анни» работала Эмилия Коханик. Позже выяснилось, что сербская красавица была тройным агентом. Кроме русских и австрийцев работала еще и на американцев. Резидент ЦРУ в Вене Гарри Гройсман считал ее ценным информатором. Он сообщил в Лэнгли, что любовник Эмилии — советский подполковник Попов — доступен для шантажа и вербовки.

Вербовка

Последующие события развиваются молниеносно. В один из зимних дней 1953 года в центре австрийской столицы на Попова нападают двое крепких парней. Во внутреннем кармане его пиджака лежит секретное донесение, полученное от тайного информатора. Нападавшие представляются сотрудниками австрийской полиции, но на самом деле — это агенты ЦРУ. На руки разведчика надевают наручники и тайно вывозят в американский сектор Вены.

Фото:pic.rutube.ru

Разделение на сектора было условным, поскольку фактически никакой границы между ними не было: не нужно было преодолевать ни контрольно-следовую полосу, ни ряды колючей проволоки, ни проезжать через контрольно-пропускные пункты, проводившие тщательный досмотр и проверку документов.

Из материалов агентурного дела: Попов Пётр Семёнович. Подполковник. Родился в 1923 году в селе Силищи Костромской области. Из крестьян. В августе 1942 года призван в Красную Армию. Офицер снабжения. Войну закончил порученцем при генерал-полковнике И.Серове, в то время замкомандующего Первого Белорусского фронта. В 1951-м окончил Военно-дипломатическую академию. Женат. Имеет двоих детей. Увлечения — рыбалка и подводная охота.

В американской военной комендатуре с Поповым обращаются нагло и бесцеремонно. Его заставляют полностью раздеться и тщательно обыскивают вещи. В руках «соратников по коалиции» оказывается удостоверение личности советского офицера, записная книжка, служебный пропуск, и самое главное – секретное донесение, только что полученное в центре австрийской столицы. Он пойман с поличным и уличен в шпионаже. Переданные агентом сведения, не что иное, как государственная тайна США. По американским законам ему грозит не просто длительное тюремное заключение, а возможно электрический стул. Альтернатива есть. Если разведчик проявит благоразумие и согласится на сотрудничество с ЦРУ, то все проблемы можно уладить.

Попов колеблется. Американцы усиливают прессинг и используют еще один хитрый ход: теперь их аргументы не только угрозы. Опытные вербовщики дружески уверяют советского офицера в излишней предвзятости. Союзники по антигитлеровской коалиции действует здесь — на оккупированной территории противника — в обоюдных интересах. У нас, дескать, общая задача — не допустить новой войны. Совместная работа будет хорошо оплачиваться. В конечном итоге изощренные технологии сработали, и растерянный подполковник соглашается работать на американцев.

Под дипломатическим прикрытием

Досье Петра Попова оказалось на столе председатель КГБ А. Шелепина 21 января 1959-го. Сразу после его скрытого контакта с американским атташе Ленжилли. Изучив документы и сопоставив некоторые факты биографии офицера, сотрудники контрразведки пришли к убеждению, что встреча на автобусной остановке у станции метро Проспект Мира не была случайной. Оставалось только это доказать.

Р.Ленжилли и П.Попов. Фото:nemaloknig.com

Новый сотрудник посольства США Рассел Августин Ленжилли прибыл в Москву в январе 1958 года. Его появление в столице привлекло внимание КГБ своей необычностью. Американцы строго соблюдали субординацию и табель о рангах, но во время встречи атташе на Белорусском вокзале среди посольских чиновников оказался и известный чекистам американский кадровый разведчик Римстон, занимавший пост первого секретаря дипмиссии. Даже непосвященному человеку было заметно, что Римстон и Ленжилли прекрасно знакомы между собой. На всякий случай за новым сотрудником посольства установили наблюдение.

Поначалу ничего необычного не происходило, но потом наружное наблюдение стало докладывать, что объект ведет себя крайне осторожно. Даже при разговорах дома с женой одновременно включает радио и приемник, активно изучает Москву, посещая парки, скверы, рестораны и детские площадки. Явно что-то высматривает. Столь необычное поведение для посольского атташе насторожило контрразведчиков и возникло подозрение – объект ведет двойную жизнь.

28 мая 1958-го предположение московских чекистов получило реальное подтверждение. В тот теплый день семья Ленжилли устроила пикник в тени большого дерева на Ленинских горах. Фотографировались на лоне природы, играли с детьми. В общем, всячески старались показать, что заняты только отдыхом. Однако в какой-то момент дипломат все же ухитрился незаметно сунуть какой-то сверток под одну из деревянных лестниц. В закладке оказались разные шпионские штучки и несколько тысяч советских рублей. Все это предназначалось одному из агентов, завербованных в Москве американской разведкой. Его в итоге арестовали, а посольского атташе взяли под плотный оперативный контроль.

Из досье: Рассел Августин Ленжилли — агентурный псевдоним «Даниил» родился в 1922 году. Офицер военно-морской разведки США. Русский язык изучал в разведшколе в Колорадо и Колумбийском университете, после чего перешел на работу в Агентство национальной безопасности. С 1947 года в ЦРУ. Женат. Имеет троих детей.

Берлин 1950г. Фото:corbusier.gq

В тот момент, когда Ленжилли занимается построением агентурной сети в Москве, руководство ЦРУ неожиданно направляет его в западный Берлин. Советским контрразведчикам это срочная командировка показалась странной. В Германии за ним тоже следили, но интересных контактов чекисты не зафиксировали.

В последствии выяснилось, что американский дипломат посещал Берлин лишь с одной целью: познакомиться со своим будущим агентом в Москве П.Поповым. Так сказать, установить визуальный контакт. Глубоко законспирированный «крот» после расформирования венской группы, уже три года служил в ГДР.

На смену Сталину пришел Хрущев, который кардинально изменил курс в отношении Югославии. Новый советский лидер лично встречается с Тито и в качестве доброй воли объявляет о прекращении разведывательной деятельности против его страны.

Агентурная сеть Попова больше не нужна. Более того, подполковнику приказывает навсегда забыть об Эмилии Коханик. Причем одинаковые указания одновременно поступают из Москвы и Лэнгли. Американцы очень ценят своего агента, но прекрасно понимают, что любовная страсть до добра не доведет. Попов, скрепя сердце, вынужден подчиниться.

Продолжение

Читайте нас в: