Как Паоло Трубецкой создал скандальный памятник Александру III в Санкт-Петербурге

В разное время его звали то Паоло, то Павел, и считали кто итальянцем, а кто русским, в разных статьях это происходит и сейчас. Сын русского аристократа-эмигранта князя Петра Трубецкого и американской певицы Эйди Вайнанс, родившийся в Италии в 1866 году, как и двое его братьев, поначалу считался внебрачным ребёнком. Его отец, уехав из России, не расторгнул предыдущий брак, из-за чего император Александр II даже запретил князю возвращаться на родину. Родители Паоло узаконили свои отношения лишь через четыре года, после чего Паоло стал Павлом, князем Трубецким.

Портрет Павла (Паоло) Трубецкого работы Ильи Репина, 1908 г. Фото:upload.wikimedia.org

Паоло Трубецкой в юности не получил почти никакого образования, тем не менее, стал знаменитым скульптором. Жил и работал то в Италии, то в США, а в 1896 году приехал в Россию уже как известный скульптор. Здесь, на родине предков, Трубецкой стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и продолжал работать как скульптор. Им созданы скульптурные портреты Фёдора Шаляпина, Льва Толстого, Исаака Левитана, жанровые скульптуры «Отец и дочь», «Московский извозчик», цикл «Дети». Все работы Павла Трубецкого получили широкое общественное признание, искусствоведы относят творчество Трубецкого к «легендам Серебряного века».

Церемония открытия памятника Александру III в Санкт-Петербурге, 1909 г. Фото:s-pb.in

Но есть среди работ Павла Трубецкого одна, о которой искусствоведы обычно говорят неохотно. По иронии судьбы, это самая крупная его работа — памятник императору Александру III в Санкт-Петербурге. Памятник у Московского (Николаевского) вокзала заказала императорская семья, как отцу царствующего монарха и основателю Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1900 году Трубецкой выиграл конкурс и целиком отдался работе. Им было изготовлено четыре глиняных прототипа будущей скульптуры, причём два из них — в натуральную величину, высотой около 4 метров.

В 1909 году памятник открыли, газеты опубликовали положенные в таких случаях верноподданнические хвалебные отзывы. А потом грянул шквал критики и насмешек. Грузная фигура императора в круглой шапке с крестом (похожие во времена Александра III носили в полиции), на такой же грузной лошади не вязалась с понятиями монаршего величия. По рукам пошли карикатуры, сатирические стихи и эпиграммы. А поэт-декадент Александр Рославлев даже назвал своей эпиграмме памятник «царь-жопа», по аналогии с царь-пушкой и царь-колоколом.

Но всего этого Павел Трубецкой в России уже не застал. Ещё до официального открытия памятника он, получив свои 150 тысяч рублей гонорара, уехал за границу. Где опять стал Паоло и продолжал успешно работать. А памятник, дважды сменивший место пребывания и лишившийся постамента, стоит сейчас у Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

Владимир Царан.

Читайте нас в: