«Путь на костях» — пять фактов из истории строительства Мурманской железной дороги

Строительство тысячекилометровой железной дороги в 1915-1917 годах, в разгар Первой мировой войны в мировой истории железнодорожного строительства не имеет прецедентов. С началом войны коммуникации России с союзниками, странами Антанты через Балтийское море были заблокированы германским флотом. Было принято решение в кратчайшие сроки построить железную дорогу от Петрозаводска до незамерзающего побережья Баренцева моря. Финансирования строительства и техническую помощь взяли на себя США, Англия, Франция и Канада. Указ императора Николая II о начале строительства был подписан 1 октября 1915 года.

Предстояло проложить более 1000 километров железнодорожного пути и связать новую дорогу с основной железнодорожной сетью России. Эту грандиозную задачу предстояло решить за два года, что фактически и было сделано. Временная эксплуатация Мурманской железной дороги началась в ноябре 1916 года. Работы велись в невероятно трудных условиях вечной мерзлоты, долгой полярной ночи, при отсутствии подъездных путей, в заболоченной и скалистой местности. Публикуем некоторые интересные подробности этой беспрецедентной стройки.

«Мурманка». Пролом в скале. Фото:Сергея Прокудина-Горского. 1916 г.

1. В строительстве «Мурманки» принимали участие, на разных этапах, около 100 тысяч русских рабочих из разных губерний, они освобождались от воинской службы. Заработная плата на стройке была довольно высокой, рабочие получали по 50-60 рублей в месяц.

2. Около пяти тысяч рабочих прибыли из соседней Финляндии, входившей в состав Российской империи. Кроме того, работали 10 тысяч китайцев, завербованных в Харбине, две тысячи казахов и примерно 40 тысяч военнопленных, преимущественно из Австро-Венгрии. В строительстве принимали участие 500 канадцев, в основном специалистов и квалифицированных рабочих-дорожников.

Австро-венгерские военнопленные на строительстве Мурманской железной дороги. Фото Сергея Прокудина-Горского.

3. Официально считается, что при строительстве погибло от болезней и несчастных случаев примерно 600 человек. Однако современные историки считают, что погибших было гораздо больше. Датский писатель Мартин Андерсен-Нексе, путешествовавший по «Мурманке» в 1923 году, писал о виденных им на болотах многочисленных человеческих скелетах.

4. Составной частью проекта Мурманской железной дороги было и строительство станции, а также города в конечной точке магистрали. Его предполагалось назвать Романов-на-Мурмане, в честь царствующей династии. Сегодня это город и порт Мурманск.

5. На строительстве «Мурманки» побывал в 1916 году выдающийся русский фотограф и изобретатель Сергей Прокудин-Горский, разработавший собственную, оригинальную технологию цветной съёмки.

Сергей Прокудин-Горский (в шляпе) на открытии очередного участка дороги. 1916 г.

Владимир Царан.

Читайте нас в: