Как ни парадоксально, но государства с названием Италия до 1861 года никогда не существовало. На карте Апеннинского полуострова можно было увидеть лишь Королевство обеих Сицилий, а также несколько крошечных независимых государств (Парма, Модена, Романья и др.) и обширную область владений Австрийской империи. Королевство Италия со столицей в городе Турине появилось лишь 17 марта 1861 года. И хотя в австро-итало-французской войне, окончившейся победой итальянцев и их союзников французов, Россия официально не участвовала, но «русский след» в борьбе за независимость страны всё-таки присутствует.
Весной 1833 года молодой Джузеппе Гарибальди, будущий национальный герой Италии, освободитель и объединитель страны, а в ту пору — капитан торгового судна, прибыл в российский порт Таганрог. И случайно встретил земляка-итальянца, эмигранта, члена подпольной организации «Молодая Италия» Джованни Баттисто Кунео. Гарибальди в своих мемуарах сравнивал эту встречу с открытием Америки Колумбом. Кунео совершил переворот в мировоззрении молодого моряка, решившего посвятить всю свою жизнь освобождению родины. В Таганроге в 1961 году, к 100-летию независимости Италии, был открыт памятник Джузеппе Гарибальди, единственный в современной России.
Среди соратников Гарибальди в его многолетней освободительной борьбе тоже были русские. Самой яркой фигурой среди них можно назвать географа и публициста Льва Мечникова, старшего брата знаменитого русского учёного, нобелевского лауреата Ильи Мечникова. Долгие годы Лев Мечников был адъютантом Джузеппе Гарибальди и стал его личным другом. А всего в войсках Гарибальди, по подсчётам историков, находилось около сотни волонтёров из России.
Война на Апеннинском полуострове продолжалась и после обретения Италией независимости, теперь уже между самими итальянцами. В 1862 году королевские регулярные войска захватили раненого Гарибальди в плен и поместили в тюрьму. У него из-за ранения в ногу стала развиваться гангрена, врачи заговорили об ампутации. А поскольку Гарибальди к тому времени уже был знаменит во всём мире, в газетах началась кампания по его спасению.
В то время в Европе находился знаменитый российский хирург Николай Пирогов. Узнав о состоянии Гарибальди из газет, Пирогов отправился к нему в тюрьму и обследовал больного. У того оказалась не извлечённой пуля в ноге, которую не заметили итальянские врачи. Пирогов извлёк пулю, ампутация не потребовалась. Жизни Гарибальди больше ничего не угрожало, вскоре он опять возглавил своё войско. От гонорара Николай Пирогов отказался.
Владимир Царан.