11 декабря 1868 года в Санкт-Петербурге произошло событие международного масштаба и чрезвычайной важности. Впервые за всю историю человечества была предпринята попытка ограничить применение воюющими армиями оружия и боеприпасов, причиняющих излишние страдания. Такова была цель собравшихся в столице Российской империи представителей Австро- Венгрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Норвегии, Нидерландов, Ирана, Османской империи, России, Франции, Швеции, Швейцарии, а также государств ещё не сформировавшейся тогда Германии: Северогерманского союза, Вюртемберга, Баварии.
Инициатором и организатором Конференции по разработке законов войны было правительство России и лично военный министр граф Дмитрий Милютин. Примечательно, что за три года до Конференции, в 1863 году, в России были разработаны бескапсюльные разрывные пули, срабатывавшие при соприкосновении с твёрдыми предметами, аналогичные разработки велись и в других странах. Такая пуля в теле человека распадается на несколько фрагментов.
Граф Милютин считал подобные разработки варварскими, причиняющими человеку неоправданные страдания, о чём и известил письмом тогдашнего Государственного канцлера Михаила Горчакова, кстати, бывшего лицейского товарища Пушкина. Согласие на проведение Санкт-Петербургской Конференции было получено.
Первоначальная повестка Конференции была довольно обширной, предполагалось обсудить и выработать позицию по широкому кругу вопросов, касающихся гуманных методов ведения войны. Однако в ходе обсуждения выявились серьёзные расхождения в подходах к проблеме у разных стран. Так, представитель Великобритании выступил вообще против ограничений права воюющей стороны выбирать любой вид оружия. Этой точки зрения придерживались и некоторые другие страны. Поэтому на Конференции удалось выработать общую позицию лишь по запрету разрывных и зажигательных пуль. Что и нашло отражение в Санкт-Петербургской Декларации 1868 года. Её действие распространялось лишь на европейские страны, но со временем положения Декларации приобрели общемировой правовой характер.
Скромный итог Конференции, однако, не умаляет её значения. Впоследствии были приняты другие международные акты, ограничивающих права воюющих сторон в выборе негуманных видов оружия и методов ведения войны. Но первый шаг в этом направлении был сделан именно в Санкт-Петербурге.
Владимир Царан.