Кровавое рождество 77го в Москве

В 1977-м слово «терроризм» у советских людей прочно ассоциировалось с проблемами «загнивающего капитализма». По этой причине серия взрывов, один за другим прогремевших в разных местах столицы СССР в течение одного часа субботним вечером 8 января, шокировала москвичей, а многие десятки жертв вызвали панику. Руководству страны доложили – Москва подверглась атаке неизвестных террористов. Расследование поручили КГБ.

Последствия взрыва в метро. 1977г Фото:i2.wp.com

Хроника событий

В столичной подземке всегда многолюдно, а на вечер субботы приходятся пиковые нагрузки. Завершались школьные каникулы, родители забирали детей с новогодних представлений, а взрослые торопились на концерты, в кино и театры и просто в гости. В половине шестого на перегоне «Измайловская» — «Первомайская» от мощного взрыва взлетел на воздух третий вагон переполненного состава. Машинист подал сигнал тревоги и в движение пришел огромный механизм оперативного реагирования на чрезвычайные происшествия.

Десятки раненных и погибших, покореженные вагоны, разрушенные пути. К месту трагедии начинают стягивать кареты скорой помощи, по тревоге поднимают весь личный состав милиции на транспорте, военнослужащих дивизии им.Дзержинского, сотрудников госбезопасности. Больницы срочно вызывают бригады хирургов и реаниматологов.

Последствия взрыва в метро. 1977г Фото:img.day.az

В 18:05 новый взрыв превращает в кровавое месиво торговый зал магазина №15, расположенного в двух шагах от здания КГБ СССР. Есть раненные и убитые. Проходит еще пять минут и на пульт дежурного по городу приходит сообщение о взрыве урны, стоящей возле входа в продовольственный магазин №5 по ул.25 Октября (Никольская), рядом с Историко-архивным институтом. Жертв и пострадавших нет. Повезло.

Операция «Взрывники»

Сегодня все министерства и ведомства имеют развернутые планы действий и взаимодействий на случай самых разных трагедий и техногенных катастроф. Сорок лет назад никто и в мыслях не допускал, что подобное даже теоретически возможно в «стране развитого социализма». Поэтому действовали по фактической ситуации. Метро закрыли. Людей эвакуировали. Сотрудникам милиции отдали приказ о тотальной проверке документов и задержании всех подозрительных личностей.

Последствия взрыва в магазине. 1977г Фото:moskvichmag.ru

Необычно жесткие мероприятия усиливают панические настроения. В городе распространяются самые невероятные домыслы и предположения. Как тогда было принято, ни радио, ни телевидение, ни газеты, ни единого слова о произошедших событиях не сообщают. Первые скупые заметки появляются в прессе только в понедельник. Общие фразы ясности не привнесли, а только увеличили масштаб и разнообразие слухов.

В Кремле экстренно собираются члены Политбюро ЦК, приезжает Л.Брежнев, приглашаются силовики. Действительность никто не приукрашивает, и вещи называют своими именами – это теракт. Принимают решение – для оперативного раскрытия общественно значимого преступления привлечь всех без исключения. Общее руководство возложить на центральный аппарат КГБ СССР, которому предоставляются чрезвычайные полномочия. Операцию предложено назвать «Взрывники».

Синяя утятница

Машина оперативно-розыскных и следственных действий пришла в работу. Опрос нескольких сотен свидетелей и многочисленной агентуры результатов не принес. Стало очевидно, что взрывы дело рук не уголовников, а политических экстремистов, вычислить которых будет крайне сложно. Хотя бы потому, что в советской стране их попросту нет и быть не может по определению.

Ждали результаты взрывотехнической экспертизы. Специалисты долго работали на местах происшествий, в поисках мельчайших частиц сработавших устройств. Чтобы обеспечить максимальный результат, установили мощные прожекторы, собрали весь снег и растопили его в полевых кухнях.

Самодельное взрывное устройство в утятнице Фото:versia.ru

В ходе исследований было установлено, что самодельная бомба, сработавшая в метро, имела часовой механизм, чугунную оболочку и состояла из тротилово-аммиачной смеси предполагаемой массой около одного килограмма. В качестве дополнительных поражающих элементов были использованы болты и гайки. На нее никто не обратил внимания, поскольку устройство находилось внутри бежевой дорожной сумки, остатки которой были обнаружены на месте преступления.

Первую конкретику объединенная оперативно-следственная группа неожиданно получила от судебных медиков. При вскрытии одного из погибших в теле обнаружили странный металлический осколок синего цвета и эмалированной поверхностью. Возможно, в плановой советской экономике и было много недостатков, но в этом момент сыщикам она явилась самой лучшей на свете, благодаря стандартизации. Кусочек чугунной оболочки взрывного устройства оказался частью банальной синей утятницы.

Сумка из Ташкента

Оперативники установили, что экспериментальную партию утятниц синего цвета в количестве нескольких тысяч штук изготовили в Харькове. Продавали в Украине и республиках Закавказья. Экспертиза клочка сумки выяснила, что она пошита из кожзаменителя одной из Горьковских фабрик. Он поставлялся десяткам предприятиям по всей стране, которые выпускали сотни наименований продукции.

Кропотливая проверка могла занять несколько месяцев, но неожиданная помощь пришла из Ташкента. Сотрудник КГБ Узбекистана, обеспечивавший безопасность столичного аэропорта,  обратил внимание на женщину, в руках которой находилась сумка, описанная в ориентировке. На ярлыке значилось: произведено на Ереванской кожгалантерейной фабрике.

По личному распоряжению Ю.Андропова в столицу Армении незамедлительно вылетел транспортный борт с сотней комитетчиков на борту. Им было приказано просеять население республики сквозь мелкое сито. С момента трагедии прошло уже 9 месяцев.

Бомба на Курском вокзале

Милиция на транспорте получила установку проверять все бесхозные сумки и иные подозрительные предметы. Одну из них обнаружили на Курском вокзале 2 ноября. Когда патрульный аккуратно заглянул во внутрь, то к своему ужасу обнаружил синюю утятницу с крышкой, прикрученной к емкости болтами. Еще одна бомба! Парень растерялся, но рядом оказался офицер милиции Курашин. Он взял сумку и аккуратно отнес в безлюдное подвальное помещение. Впоследствии ему вручили орден Красной Звезды.

Прибывшая на место бригада разминирования установила, что бомба не взорвалась по чистой случайности. Трагедию предотвратила севшая батарейка часового механизма.

При осмотре сумки оперативники обнаружили зимнюю шапку и спортивную куртку, в кармане которой находился использованный автобусный билет из Еревана. Дополнительной уликой стали несколько черных волосков, прилипших к подкладке головного убора. Незамедлительно телетайп отстучал всем линейным отделам милиции на транспорте: задерживать всех брюнетов без верхней одежды.

Ориентировка сработала в скором поезде №55 «Москва — Ереван», который практически добрался до конечной точки маршрута. Во втором вагоне ехал пассажир, одетый «не по сезону» и не имевший при себе ни сумки, ни чемодана. Как сообщил проводник, в поезд он садился вместе с другом, которого также задержали.

Личности молодых людей установили без труда: 28-летний рабочий А.Степанян и 23-летний художник З.Багдасарян. В ходе обысков по месту жительства чекисты нашли компоненты взрывных устройств. Родители Степаняна по особым приметам опознали сумку, найденную на Курском вокзале,  как принадлежащую их сыну.

А.Степанян и З.Багдасарян Фото:ic.pics.livejournal.com

Под давлением неопровержимых фактов преступники указали на организатора террористических актов – ранее судимого С.Затикяна. По их словам, именно он «всё придумал и организовал». Они лишь отвезли сумки в Москву и оставили там, где было указано. После задержания третьего подозреваемого многочисленные кусочки пазла сложились в целостную картину преступления.

Я объявляю вам войну

Мальчик из приличной семьи и золотой медалист Стёпа Затикян во время учебы в институте совместно с А.Хачатряном и Ш.Арутюняном основывают подпольную армянскую «Национальную объединённую партию», которая по их замыслу должна стать основной движущей силой в создании нового независимого государства в границах, так называемой, «исторической Армении». Для справки, это в 10 раз больше, чем сегодня. Революционеры развили бурную деятельность и даже издавали газету «Парос» («Маяк»).

Степан Затикян Фото:mtdata.ru

Радикальная националистическая группировка существовала недолго – в период 1966-1968гг. «Отцов основателей» и наиболее активных адептов арестовали и осудили за антисоветскую деятельность. При вынесении приговора судьи учли их «юношеский максимализм», поэтому все дружно освободились уже в 1972-м. При И.Сталине за такие «проделки» они бы лет 20 валили лес на Колыме.

Однако, и этих лет, проведенных в заключении, бывшему студенту хватило, чтобы, как сообщили двое его подельников, «тронуться умом» на почве радикального национализма и бредить навязчивой идеей суровой мести за «унижение армянского народа».

В 1975-м он письменно отказался от гражданства и потребовал разрешения на выезд в любую капиталистическую страну. Соответствующее заявление и паспорт отослал в Верховный Совет СССР. Ответа не последовало. Паспорт переслали в местное Управление госбезопасности, но получать его диссидент отказался. Пришлось передавать документ через жену.

Примечательно, что после московского теракта С.Затикяна приглашали в КГБ, но ограничились лишь профилактической беседой. Никакого компромата против него не было. Впоследствии выяснилось, что всю грязную работу выполнил А.Степанян с З.Багдасаряном. Организатор и идеолог никуда за пределы Армении не выезжал.

Мстить, мстить и еще раз мстить

Дело о террористической атаке на столицу СССР Верховный Суд рассматривал в январе 1979-го. Исполнители свою вину полностью признали, а организатор – всё отрицал, но использовал закрытый процесс для политических заявлений.

«Я отказываюсь от вашего судилища и в защитниках не нуждаюсь. Я обвинитель, а не подсудимый. Вы не властны меня судить, поскольку жидо-российская империя — не является правовым государством! Это надо твёрдо запомнить».

Последнее слово перед оглашением приговора С.Затикян произнес по-армянски: «Передайте людям последние слова Степана: «Месть, месть и ещё раз месть»».

Всех обвиняемых признали виновными и приговорили к расстрелу. Ходатайство о помиловании было отклонено. Приговор привели в исполнение 30 января 1979-го. После этого Советский Союз до самого развала о терактах забыл.

Читайте нас в: