Как беглый зэк Звезду Героя получил

В современной истории ни одному мошеннику в мире не довелось получить высшую награду своего государства. Единственным исключением является Герой Советского Союза В.Пургин, «участник» боев на Халхин-Голе и с белофиннами, «талантливый» журналист и просто очень хороший человек. В одиночку он провернул аферу всесоюзного масштаба, детали которой просто не укладываются в голове. Как такое возможно….

Голубенко-Пургин Фото:image3.thematicnews.com

Пролог

Увидев посреди ночи сотрудников НКВД на пороге своей фешенебельной квартиры в престижной московской высотке, супруга товарища В.Пургина вначале потеряла речь, а после закатила грандиозный скандал, завершившийся нервным срывом. Она лихорадочно набирала номер прямого телефона И.Сталина, который, как назло, вылетел из головы, потом пыталась дозвониться до Л.Берии – тщетно. Обещала всех уволить, отправить на лесоповал и расстрелять – не помогло. Но молодую женщину можно понять. Буквально несколько недель назад ее тяжелораненого героического мужа, вёдрами проливавшего кровь на благо отчизны, за небывалые подвиги лично товарищ Сталин наградил Звездой Героя.

Сообщение о том, что законного супруга — 31-летнего Валентина Пургина – на самом деле зовут Владимиром Голубенко и он является 26-летним неоднократно судимым уголовником, свалилось на голову женщине подобно бетонной плите. Убило и расплющило. Но как оказалось, и орденская книжка, и «Золотая Звезда» самые настоящие. Не каждая психика способна справиться с подобными потрясениями.

Время было такое…

Вполне вероятно, что собирательный образ Остапа Бендера был составлен классиками из реальных судеб «великих комбинаторов» подобных Вове Голубенко. Посудите сами. Парень из самой обычной рабочей семьи, проживавшей в одном из маленьких уральских городков. Скромный достаток резко контрастировал со сладким вкусом лёгких денег, которые фактически «лежали под ногами» — возьми и пользуйся.

Хлебать лагерную баланду он начал еще школьником, попавшись на краже кошелька. Потом был повторный срок за новое преступление и «экскурсия» в новое место заключения. Бытовые условия парню явно не понравились, и в 1937-м он пошел в побег. Получилось. У случайного попутчика в поезде стащил кошелек и документы. Вклеил свою фотографию. Вновь испеченный Валентин Петрович Пургин был готов к подвигам и свершениям.

Дальнейшие события развивались абсолютно непредсказуемо, вопреки здравому смыслу. По логике вещей беглый зэк должен забраться в глубинку и тихо жить, не привлекая внимания к своей скромной персоне. Наш герой был не таким – он хотел много денег и славы.

Военный корреспондент

«Пути неисповедимые» завели Владимира в Свердловск. По поддельной справке об окончании Академии РККА он устраивается корреспондентом в местную газету. Легализовавшись и получив кипу официальных справок, подающий надежды журналист из глубинки перебирается в Москву. Он смело посещает редакции различных столичных изданий в поисках места службы. Пакет предъявляемых документов внимания не привлекает: характеристика с последнего места работы, академический диплом, справки. Всё, как у всех. Часть бумаг были фальшивыми, но их подлинность никто проверять не собирался. Никого не интересовало, почему человек, окончивший высший военный вуз, нанимается на работу гражданским журналистом.

Вакантная должность репортёра нашлась в газете «Гудок». Близко пообщавшись с коллегами в профессиональной тусовке, Пургин-Голубенко находит «точки соприкосновения» с ответственным редактором «Комсомольской правды» Аркадием Полетаевым. Еще немного усилий и он зачислен в штат солидного издания. И не просто принят на работу 17 марта 1939-го, а назначен замом к редактору военного отдела.

Легкость карьерного взлета поражает воображение: молодой человек без среднего образования, делающий четыре ошибки в слове из трех букв, написавший пару заметок в заштатной газетенке, становится одним из руководителей целого журналистского цеха. Хотя, писать самому всегда сложнее, чем править чужие тексты.

Секретный агент НКВД

Надо признать, что парень обладал невероятной обаятельностью, позволявшей легко и непринужденно заводить «нужные знакомства».  Свидетели, допрошенные в рамках расследования уголовного дела Голубенко-Пургина, в частности, сообщили, что он создал вокруг себя ореол таинственности и загадочности. В приватных беседах шепотом сообщал, что является офицером негласной разведки НКВД. На общие собрания иногда приходил в гимнастерке, на которой был прикреплен орден Красной Звезды. Когда спрашивали, за что тебе его дали, многозначительно поднимал глаза и указательный палец кверху и замолкал.

Как выяснилось в ходе следствия, мошенник случайно познакомился с женщиной, убиравшей кабинеты в здании Верховного Совета СССР, в том числе, и М.Калинина. «Поддавшись обаянию афериста», она вынесла для него несколько чистых наградных книжек с орденами. Сложно представить рабочий кабинет «всесоюзного старосты», на полу которого стоят ящики с наградами, а рядом – мешки с документами. Зачерпни горсть и носи на здоровье. Между тем, факт наличия сразу трех вещественных доказательств хищений официально зафиксирован в деле.

Орденоносец – герой Халхин-Гола

Карьера авантюриста стремительно шла по нарастающей линии. По заданию редакции, как опытный военный корреспондент, он прибыл в зону японско-монгольского конфликта на пограничной реке Халхин-Гол, в котором, как известно, активное участие приняли части 57-го Особого корпуса РККА.

«Вторая русско-японская война» продлилась всего несколько месяцев — с весны по осень 1939-го. Редакция «Комсомолки» получила официальное письмо, в котором советское военное командование сообщало: «товарищ В.Пургин тяжело ранен во время одного из кровопролитных сражений и направлен на реабилитацию в дальневосточный госпиталь Красной Армии…». Когда «товарищ» вернулся в Москву, на его груди красовался орден Ленина…. Следствие установило, что награда – краденая, «письмо командования» — поддельное, а бланки представления похищены в штабе одной из воинских частей, ранее дислоцировавшейся в белорусском Гродно.

С таким послужным списком открывается прямая дорога в партию. И Голубенко подает заявление, к которому прилагает рекомендации двух «старых большевиков», знающих его, чуть ли не с младенчества. Читателю уже понятно, что необходимые бумаги он составляет своими собственными руками, но кандидатом в члены ВКП(б) становится вполне официально.

Началась «война с белофиннами» и нашего корреспондента отправляют на передовую «освещать героику будней из гущи событий», что никак не входило в его далекоидущие планы. В январе 1940-го в Москву летит очередной гербовый бланк, сообщающий о том, что Пургин В.П. откомандирован в Ленинград для выполнения особо секретного поручения НКВД.

Под икру и коньячок

В Северной столице удачливый авантюрист остановился у давнего приятеля, с которым отбывал первый срок, и пустился во все тяжкие грехи. Казенных денег было в избытке, поскольку за «пребывание на опасных участках фронта» корреспондентам столичных изданий полагались весьма внушительные «компенсации». В один из дней, вкушая икорку под коньячок и листая свежую газету, он прочел, что родина щедро одаривает участников «зимней войны» золотыми звездами Героев.

По отработанной схеме на ранее украденных бланках составляется представление и отправляется в Наркомат обороны. К нему прилагаются копии наградных листов на «Красную звезду» и «орден Ленина», а также яркое описание «беспримерного подвига». Парадоксально, но факт – замысел удается на все 100%. Родная «Комсомолка» 22 апреля 1940-го с гордостью за своего сотрудника на первой полосе печатает Указ о вручении ему высшей награды Родины в Кремле.

«Рог изобилия» открылся, и материальные блага посыпались на Голубенко-Пургина непрерывным потоком. Как писали классики: «Остапа понесло». Он женится на девушке из приличной семьи, получает просторную квартиру в престижной высотке, раздает многочисленные интервью и находится в постоянных разъездах по колхозам, школам, фабрикам и заводам. Его красочные рассказы о героических подвигах слушают, затаив дыхание, и постоянно просят разрешение сфотографировать на память.

Жил красиво, но недолго

Голубенко настолько привык к образу Пургина, который фактически придумал от начала до конца, что потерял связь с реальностью. Советские газеты считали за честь опубликовать фотографию новоиспеченного героя с очередным коллективом трудящихся. Качество печати было невысоким, но позволило правоохранителям распознать в лице народного любимца беглого заключенного, находящегося во всесоюзном розыске. Напомним, что с момента побега до задержания летом 1940-го прошло всего три года.

Сослуживцы были в шоке. Супруга – в состоянии близком к умопомрачению. Ответственных советских и партийных руководителей жестко встряхнули и «вывернули наизнанку». Масштабность аферы, провернутой одним человеком, просто «не налезала на голову».

Из-за наличия большого количества неопровержимых доказательств, расследование завершилось быстро. Спустя три месяца после ареста мошеннику вынесли смертный приговор, а 5 ноября 1940-го — расстреляли. Именной Указ о присвоении Героя СССР аннулировали. В грандиозном мошенничестве, наглядно показавшем весь формализм и безалаберность советской действительности, поставили жирную точку. Сегодня нам известно, что это был всего лишь один эпизод из множества подобных преступлений. Справедливое наказание понес и Остап Бендер, и его реальный прототип, который действительно существовал, и Владимир Голубенко.

Читайте нас в: