Почему Великое княжество Литовское так и не стало королевством и куда исчезла корона Витовта

Князь Витовт вошел в историю, как самый «эффективный менеджер» Великого княжества литовского, границы которого расширились до берегов Черного моря и современной Тульской области России, включая княжество московское. Титул «Великий» он получил еще при жизни. Наш рассказ о том, почему ВКЛ так и не стало королевством, и куда подевалась корона Витовта, которая была изготовлена для церемонии объявления монархии.

Копия короны Витовта. XVI век Фото:i.pinimg.com

А был ли Миндовг

Первым литовским королем был Миндовг. Объединитель, управленец и «самодержец» Литвы (как называли его в летописях) смог добиться от папы Римского права на титул и корону. Все его приемники были язычниками и не короновались, поскольку процедура предполагала крещение в католическую веру и унию с Римом. В дипломатической переписке князья литовские именовали себя «королями», а Ольгерд, вообще, был «царем». Именно так в канцелярии Константинопольского патриархата переводили словом «василевс» (монарх, получивший власть, как наследство), но это были только слова. Для признания за ВКЛ постоянного места в семье европейских королевств, помимо крещения, требовались согласия императора Священной Римской империи и папы.

С благословения главы католической церкви королевствами стали Болгария, Сербия, Литва и Русь при Даниле Романовиче (1253г). После этого раздача титулов надолго прекратилась, и следующую коронацию провели лишь спустя четыре с половиной столетия. Бранденбургский курфюрст Фридрих III стал «королем в Пруссии» Фридрихом II только в 1701 году с согласия императора Леопольда II.

Переговоры между папами, императорами и потенциальными королями не прекращались никогда. Можно вспомнить не только переписку с Ольгерда и Кейстута о коронации при условии крещения. Короны от папы Сикста IV в 1483 году добивался и московский князь Иван III. Правда, уже через шесть лет он с презрением ее отверг, поскольку уже свыкся с мыслью своего равенства императору.

Языческое княжество литовское быстро забыло своего единственного короля. Когда в начале XV века представители Тевтонского ордена напомнили, что Миндовг даровал им некоторые земли, то получили неожиданный ответ: существование такого правителя еще нужно доказать. Если он и был когда-то, то вряд ли обладал правом распоряжаться землями. С другой стороны, такая позиция была выгодна тем, чем никто не хотел отдавать территории на основании устных договоренностей 150-летней давности.

Три попытки

Не будет сильным преувеличением сказать, что Витовт создал первое мощное централизованное государство, заменив удельных князей воеводами, упорядочил великокняжеский двор, ввел репрезентативную систему, пользовался гербовой и тронной печатью, заботился о его международном престиже. За четыре десятилетия правления великого князя есть только три известных эпизода, свидетельствующие о его попытках получить корону.

Витовт (после крещения Александр). XVIII век Фото:upload.wikimedia.org

В 1398-м году на балу после заключения мирного договора с Тевтонским орденом литовские князья провозгласили Витовта королем. Поговаривали, что соответствующую милость от папы Бонифация IX испрашивал для него король польский Владислав II Ягайло. Но в 1399-м армия ВКЛ потерпела поражение в битве с татарами на реке Ворскла, а позиции Ягайло в Польше после смерти жены – королевы Ядвиги — сильно пошатнулись. У обоих правителей появились другие проблемы.

Во второй раз Витовт получил предложение короноваться от венгерского короля Сигизмунда Люксембургского в 1410 году во время войны с Тевтонским орденом. Оно означало фактический разрыв отношений с союзной Польшей, воевавшей с крестоносцами на стороне княжества, что было крайне невыгодно.

Самой драматичной стала третья попытка, предпринятая в 1429-1430 годах после спокойного и благополучного десятилетия. Тевтонский орден отказался от Жемайтии и тесная дружба с Польшей потеряла актуальность. Все было спокойно и на Востоке. После кончины великого князя московского Василия I на престол взошел малолетний Василий II, приходившийся Витовту внуком.

Неожиданное предложение

В создании королевства Литовского больше самого Витовта был заинтересован король венгерский, римский и чешский Сигизмунд Люксембургский — формальный глава Священной Римской империи. Императором он станет только в 1433-м, но этот нюанс не мешал ему считать самого себя «главой всего христианского мира».

Сигизмунд Люксембургский в собольей шапке, подаренной Витовтом. XV век Фото:factinate.com

Отсутствие императорской короны было не единственной проблемой Сигизмунда. В 1419 году после смерти брата Вацлава IV он унаследовал Чехию, охваченную революцией гуситов. С юга наседали турки, захватывающие крепость за крепостью на протяжении двух последних десятилетий.

Сигизмунд очень хотел заручиться поддержкой Витовта в борьбе с гуситами и османами. Он всячески старался задобрить его новыми титулами и заманчивыми предложениями. В августе 1429-го литовского князя даже приняли в Орден Дракона — престижное объединение европейских монархов, сравнив с «апостолом Господним» и назвав «щитом христиан против язычников».

В начале 1429 года в Луцке на Волыни для обсуждения текущих дел собрались европейские монархи, венгерские и чешские бароны, а также представители духовенства. Говорили о противостоянии туркам и гуситам, об унии православной и католической церквей. Вдруг Сигизмунд неожиданно сменил тему и предложил короновать Витовта.

Луцкий замок XV века Фото:thumbor.my.ua

Владислав II Ягайло, не задумываясь, согласился. В это время он вел непростые переговоры с польской шляхтой о наследовании престола одним из своих сыновей. Детей мужского пола у Витовта не было, следовательно, литовская корона неизбежно оказывалась на голове кого-то из рода Ягеллонов. Поскольку ВКЛ и Польша образовывали федерацию, то литовский король автоматически получал титул короля польского…. Представители шляхты решительно возразили, и мечты, так и остались мечтами.

Одно за другим ездили посольства Витовта в Польшу, а Владислава — в ВКЛ. Поляки настаивали, что создание наследственного Литовского королевства противоречит Городельской унии 1413 года, по которой ВКЛ после смерти Витовта должно было перейти к польскому королю. В противном случае угрожали войной. Витовт голосовал за сохранение хороших отношений, но настаивал на независимости своего государства.

Имелась и чисто формальное препятствие: римский король, не став императором, не имел юридического права создавать новые королевства. Поляки добились у папы Мартина V запрета на церковную часть церемонии — помазание. Но Сигизмунд доказывал, что помазание не обязательно для коронации, и ссылался на процедуру, реализованную королями Шотландии, Кастилии и Сицилии.

Корона прадеда

В мае 1429-го короны для Витовта и его супруги были готовы. Сведения о том, как они выглядели, нашел немецкий историк барон Вольфганг фон Райхенбах. В расходных книгах Нюрнберга говорилось, что на изготовление одного изделия потратили около 2,5кг золота, 50 рубинов, 56 сапфиров и один изумруд. Оно усыпано жемчугом, а в четырех местах украшено сочетанием рубинов и пяти жемчужин.

Относительно недавно в архивах был найден проект церемонии коронации Витовта, в котором написано, что ему по наследству переходила корона римского императора Генриха VII, который в 1312-м заявил о своем праве на безграничную власть в Европе.

Два посольства

Быстро осуществить рискованную затею помешала болезнь Сигизмунда, страдавшего подагрой и переживавшего очередной приступ (в библиотеке Ватикана сохранился рукопись с рецептами лекарств, которыми его лечили). Только в начале июля он добрался до Вены и ознакомился с мнением юристов, которые обосновали его право создавать новые королевства.

В столицу Великого княжества направили сразу две дипломатических миссии. Одна везла заключение юристов Венского университета, инструкцию для послов о проведении торжественной церемонии и коронационную грамоту, в которой говорилось о даровании королевского титула Витовту, его наследником, а также о создании независимого Литовского королевства.

Второй группе поручили доставку корон, позолоченных доспехов, шелковых шатров, расшитых золотом, и других богатых даров. В состав дипмиссии входили представители всех территорий, входящих в Римскую империю. Именно они должны были короновать Витовта и Ульяну, а после предложить вечный союз с метрополией.

Оба посольских обоза  двигались самым опасным маршрутом — через Польшу. Сигизмунд спешил, поскольку дата коронации на Рождество Девы Марии (8 сентября) была озвучена. Согласие прибыть на церемонию подтвердили первые лица многих государств, включая магистров Тевтонского и Ливонского орденов, князей московского, тверского и рязанского, послов византийского императора Иоанна VIII Палеолога, датского короля, молдавского воеводы и татарского хана.

Засада на Маркграфской дороге

Тем временем Витовт укрепился в желании короноваться и отвергал попытки Ягайло его отговорить. Он раздраженно писал магистру Тевтонского ордена об отсутствии бумаги для написания завещания польскому монарху.

Тогда Владислав II решился на отчаянный шаг и выставил засаду из великопольской знати на Маркграфской дороге, проходившей через урочище Турова Гора. Вооруженные шляхтичи напали на колонную первой дипмиссии, послов избили, а документы отобрали (благодаря этому они дошли до наших дней).  Впоследствии, дипломаты с пустыми руками уже через Пруссию добрались до ВКЛ.

Вторая колонна, перевозившая короны и другие драгоценности решила понапрасну не рисковать и остановилась во Франкфурте-на-Одере. Не получив никаких указаний, спустя некоторое время дипломаты вернулись обратно в Нюрнберг.

Символ Ордена дракона Фото:pragamystica.pbworks.com

Сигизмунд предложил Витовту привезти короны безопасным путем, может быть, даже по морю, и угрожал Польше войной. Послы, добравшиеся до Вильно, подрядились изготовить необходимые королевские символы на месте. Но их усилия были напрасными: великий князь распустил гостей и помирился с Ягайло.

Витовт просил Сигизмунда, чтобы тот, если все-таки надумает отправить короны, сделал это по-тихому, и жаловался на «бессмысленные и утомительные расходы», которых хотел бы избежать. Вскоре по дороге в Тракай он упал с лошади и через несколько дней, 27 октября 1430 года, умер.

Новый великий князь Свидригайло с нетерпением ждал, что Сигизмунд все же пришлет короны. Но римский король весьма сдержанно отнесся к идее короновать непредсказуемого «коллегу».

Куда же подевалась корона?

В «Хрониках Быховца» XVI века написано, что поляки все же захватили корону Витовта, разобрали на составные части, некоторые из которых сегодня находятся на митре епископа Краковского. Эта версия выглядела весьма убедительно, тем более что загадочная «литовская корона» упоминается в инвентарных описях краковской епископской кафедры XVI века. Однако на самом деле ее судьба сложилась иначе.

Всего через полгода после смерти Витовта Сигизмунд заложил корону городскому совету Нюрнберга и купцу Ульриху Ортлибу, который по такому случаю украсил фасад своего дома гербами римского короля, римского папы, семи курфюрстов и города Нюрнберга.

Впоследствии Сигизмунд еще несколько раз закладывал и перезакладывал корону бюргерам Нюрнберга, Базеля и других городов. «Властелину христианского мира» денег постоянно не хватало. Последний раз она упоминается 1 января 1435 года в письме австрийского герцога Альбрехта V своему тестю — римскому императору Сигизмунду — с обещанием выкупить драгоценность у очередного ростовщика. К этому времени символ власти утратил все ассоциации с именем Витовта и планами создания Литовского королевства.

О дальнейшей судьбе реликвии, остается только догадываться. По-видимому, драгоценные камни вынули, а корпус переплавили — тогда это было самым обычным делом.

Читайте нас в: