К литературному наследию А.Солженицына можно относиться абсолютно по-разному. «Архипелаг ГУЛАГ», написанный в тесном сотрудничестве с офицером британских спецслужб Р.Конквестом, при финансовой поддержке американского нациста У.Херста, на основе «теоретических расчетов» апологета геббельсовской пропаганды И.Курганова, представлявших собой грубую фальсификацию исторических фактов и статистических данных, направленную на дискредитацию СССР. Американцы были вне себя от счастья, когда смогли заполучить в качестве агента влияния «целого» лауреата Нобелевской премии, люто ненавидевшего свою родину и свой народ.
Бог ему судья. Несоизмеримо хуже то, что «Архипелаг ГУЛАГ» в постсоветский период включили в школьную программу по русской литературе. Каждый подросток должен был знать, что СССР – это «тюрьма народов», в которой в период 1917…1959гг было уничтожено свыше 66 млн. ни в чем неповинных людей, а с учетом безвозвратных потерь Второй мировой войны – более 110 млн. Шокирующая цифра на самом деле является ложью.
Откуда она взялась
В одном из своих интервью, данных западной прессе в 1976-м, А.Солженицын ссылается на брошюру «Три цифры» профессора статистики И.Курганова, который, спасаясь от сталинских репрессий, эмигрировал в США. Автор утверждает, что по общепринятой теории демографических расчетов в Советском Союзе в период 1917…1959гг от голода, коллективизации, невыносимых условий жизни в лагерях и тюрьмах, политических репрессий и прочих преступлений против собственного народа погибло более 66 млн. человек. С учетом военных потерь, оцениваемых Кургановым в 44 млн человек, получаем число в 110 млн., которое разошлось по всем учебникам и исследованиям.
Немного забегая вперед, скажем, что рассекреченные документы аналитического центра ЦРУ говорят о 700-тысячах жертв, из которых «политические» составляли около 25%. Похожие цифры приводят и другие, не ангажированные исследователи, занимавшиеся чистой наукой, а не политикой.
Упомянутая работа «Три цифры» хорошо известна в эмигрантских кругах, а в России ее публиковали «Аргументы и Факты» в 1990-м. Краткое содержание выглядит следующим образом:
« …Ф.Достоевскому принадлежит высказывание о масштабных потерях населения при социальных переустройствах общества, которые он оценивал в 100 млн. «голов». Государственный переворот, совершенный большевиками осенью 1917-го, повлек за собой гражданскую войну, коллективизацию, индустриализацию и иные кардинальные изменения. Они сопровождались масштабными потерями населения, достигшими апогея во времена кровавой сталинской диктатуры. Цифры ужасают:
— в 1917-м на территории Российской империи (в границах до сентября 1939г.) проживало 143,5млн. человек
— демографические расчеты Госплана, сделанные с коэффициентом 1.7, в последующие два десятилетия давали естественный прирост населения в пределах 64,4 млн. человек
— новые территории, присоединенные в 1939-м, дополнительно дали 20.1 млн.
— в 1940…1959гг. численность населения уже в современных границах должна была вырасти еще на 91,5 млн. человек
Если все числа суммировать, то к 1959 году в Советском Союзе могло проживать не менее 319,5 млн. граждан. Однако, перепись населения показала только 208,8млн. Следовательно, потери населения в период 1917…1959гг. составили 110,7млн. Их причины указаны выше…».
Кто такой профессор Курганов
Выходец из зажиточной крестьянской семьи Иван Кошкин (1895г.р.) окончил гимназию и получил первую должность счетовода в Кургане. Участвовал в Первой мировой и Белом движении, но в 1921-м осел в Петрограде и всецело отдался науке. В 1934-м он стал одним из первых «красных профессоров» и получил кафедру в Финансово-экономическом институте Ленинграда. В 1940-м белогвардейский офицер Кошкин уже доктор наук, обласканный славой и материальными благами. «Сталинские репрессии» прошли мимо него.
В конце 1941-го «финансового гения» вместе с семьей эвакуируют в Ессентуки. С приходом гитлеровцев на Кавказ он добровольно поступает на службу врагу, вместе с которым в 1943-м уходит на Запад. Активно работает в восточном отделе «Винета» ведомства доктора Йозефа Геббельса, а после разгрома Германии перебирается в США и становится Кургановым.
За океаном «красный профессор» никому не нужен, но востребован специалист по антисоветской пропаганде «с опытом работы», тем более, прошедший такую шикарную школу подготовки. Геббельсу приписывают фразу: «Чем грубее ложь, тем быстрее в нее поверят».
В плане демографических исследований деятельность Кошкина-Курганова в этот период специалисты оценивают, как псевдонаучную. В них нет ничего, кроме желания продавать то, что хотят купить.
Цена власти Советов по Менделееву
Дмитрий Менделеев интересовался не только химией и производством качественной водки, но и демографией. В статье «К познанию России» (1906г) он высказал следующее допущение, основанное на результатах первой переписи населения Российской империи 1897 года: « … данные, полученные статистическим комитетом МВД о количестве родившихся и умерших, позволяют установить норму ежегодного прироста населения в районе 15 чел/1000 жителей. Следовательно, к 1950-му у нас будет 282,7млн. человек, а 2000-м — 594,3млн…».
Последнюю всесоюзную перепись провели в 1989-м. Получили численность населения 286,7 миллионов. Если оттолкнуться от прогнозов авторитетного ученого, то за годы существования советской власти страна утратили порядка 300 млн. человеческих жизней. В три раза больше, чем насчитал пропагандист Третьего Рейха с весьма сомнительной научной репутацией.
Давайте в качестве наглядного примера ошибочности подобных расчетов посмотрим на Финляндию, как составную часть Российской империи. Гипотетически, население страны Суоми должно было к 1960-му вырасти до 6.34 млн. Реальное число меньше на 1,7млн. Финны не избежали своей собственной гражданской войны, вооруженного конфликта с СССР и немного повоевали на стороне гитлеровской Германии. Официальные безвозвратные потери – менее 200 тыс. Где еще третья часть населения страны? Уничтожена «кровавым режимом» К.Маннергейма?
В обработке Солженицына
Каждый современный специалист в области демографии знает о существовании такого явления, как «демографический переход». Оно вводит понятие трех стадий, через которые проходят все страны мира. Изначально население прирастает очень медленно, поскольку высокую рождаемость компенсирует высокая смертность. На второй стадии развитая медицина резко уменьшает смертность и сохраняет высокие темпы рождаемости. Народа в государстве становится больше. Наконец женская эмансипация, эффективные средства контрацепции, разрешенные аборты и прочие социально-экономические причины приводят к падению рождаемости. В результате, вместо прироста населения получаем естественную убыль, характерную для всех европейских государств.
Коэффициент 1.7, использованный Кургановым, был характерен для России 1909…1913 годов. Для сравнения, в 1920…1940гг в Великобритании он составлял 0,49%, в Германии — 0,61%, во Франции — 0,13%. Чем интенсивнее развивался СССР, тем меньшими темпами росла численность населения. И это общемировая тенденция.
Во времена Менделеева демография была относительно молодой наукой, не имевшая под собой серьезной базы статистических исследований. В распоряжении Курганова все данные имелись, но их правдивые интерпретации не продавались, а кушать хочется каждый день. Политические памфлеты в жанре «хоррор» раскупали подобно горячим пирожкам в морозный воскресный день.
А.Солженицын, называвший себя «серьезным исследователем», не только взял «жареные факты», но и вложил в них смыслы, которых там никогда не было. В первоисточнике написано: «… потери населения СССР в период 1917…1959гг оцениваются в 110 млн. человек…». У нобелевского лауреата эта фраза звучит совсем по-другому: «… социалистический строй уничтожил 110 млн. жизней…». В одну большую кучу свалены миллионы никогда не существовавших фантомов, убийцы и мародеры, жертвы красных, белых и прочих терроров, эмигранты, не принявшие советскую власть, и нацистские пособники, бежавшие на Запад.
Писатель или предатель
Солженицын по материнской линии был выходцем из самой богатой семьи юга России, у которой Советы отобрали всё. Перед самой войной он завершил учебу в ростовском университете и стал дипломированным учителем физики и математики. Потом были краткие курсы артиллерийского училища и действующая армия, в которую он попал в 1943-м. Молодому лейтенанту довелось служить в подразделении звуковой разведки, которое находилось в глубине обороны.
Тыловая жизнь для боевого офицера это всегда дискомфорт, который противник быстро исправил прорывом на участке расположения разведчиков. От полного уничтожения их спас опыт и решительность старшины дивизиона, взявшего командование на себя. Будущий нобелевский лауреат неожиданно осознал, что на войне, оказывается, убивают. До победы осталось всего несколько шагов, а он ходит рядом со смертью. Солженицын стал писать своим друзьям о необходимости возврата от сталинских принципов построения социализма к ленинским заветам и призывал объединяться в подпольные ячейки.
Поскольку вся корреспонденция с фронтов шла через военную цензуру, то начинающему «реформатору» в 1945-м дали 8 лет лагерей и вечное поселение вдали от европейской части страны. Но отправили не на колымские прииски, а в ближайшее Подмосковье в закрытое научно-исследовательское учреждение. Как впоследствии писал сам Солженицын: «он сладко спал на чистых простынях и мягких кроватях, которых не видел на фронте, и сытно ел». Потом его перебросили в казахстанский лагерь, где жизненные условия были менее комфортными.
В 1953-м — освободили, в 1956-м – реабилитировали и позволили работать школьным учителем математики в Рязани. В октябре 1961-го на XXII партсъезде Н.Хрущев существенно дополняет свой знаменитый секретный доклад «О развенчании культа личности И.Сталина», а в декабре Солженицын с оказией передает в редакцию «Нового мира» свой первый рассказ «Щ-854 или Один день зэка», написанный, что называется, «в полном соответствии с требованиями времени».
Главный редактор журнала А.Твардовский через помощников передает рукопись для ознакомления Н.Хрущеву, который остро нуждается в укреплении своей позиции по Сталину, так сказать, снизу. Исходный материал подвергают многочисленным редакторским правкам и печатают в октябре 1962-го под названием «Один день Ивана Денисовича».
Публикация имеет эффект разорвавшейся бомбы, уничтожающей стереотипы советского мышления и представления о Сталине, как об организаторе победы в прошедшей войне. По личному указанию «генерального» типография печатает дополнительный тираж «Нового мира» и несколько сотен экземпляров доставляются в Кремль специально для руководства страны.
Солженицын в одночасье становится главным изобличителем «кровавого режима», переезжает в Москву и получает все материальные блага, полагающиеся «рупору линии партии на современном этапе». Однако, он переоценивает свою значимость, как личности и, как писателя. Хрущев забывает о его существовании буквально через полгода, а новому генсеку Л.Брежневу такая линия была неудобна.