Многие склонны считать Полоцкий госуниверситет молодым учебным заведением современной Беларуси, поскольку он образован в 1993-м, а обрел постоянное место жительство в старом комплексе зданий иезуитского коллегиума только в 2003-м. А между тем, это одна из самых старых альма-матер Европы с длинной и интересной историей, о которой не рассказывает даже всезнающая Википедия.
Коллегиум Общества Иисуса
В 1581-м в Полоцке начал работу Коллегиум иезуитов – гимназия, организованная монахами Общества Иисуса (так официально называется католический Орден иезуитов). Они открывали типографии, аптеки и больницы, боролись с эпидемиями, занимались благотворительностью. Но главная заслуга Ордена состоит в создании самых передовых для того времени учебных заведений. Знаменитый английский философ Фрэнсис Бэкон писал: «Берите пример с иезуитских школ, так как лучших не существует на свете».
Обучение было бесплатным. Принимали детей знати и духовенства, горожан и крестьян. От учащихся не требовали быть католиком от рождения либо менять веру. В коллегиуме учились сыновья православного полоцкого епископа Феофана и воеводы Николая Дорогостайского, принадлежавшего к протестантам кальвинистам.
«Первоклассниками» становились в десять лет. Нужно было уже уметь читать, писать и хотя бы немного знать латынь, которая Европе XVI века считалась языком науки. Первой ступенькой к вершинам знаний была гимназия, в которой занимались шесть лет. За это время требовалось досконально овладеть латинским и древнегреческим, чтобы свободно читать в оригинале произведения Ливия и Плутарха, письма оратора Цицерона, стихи Овидия и Катулла, «Илиаду» Гомера. Также учащиеся получали необходимый объем знаний по арифметике и геометрии, физике и астрономии, истории и географии, логике и музыке. Выпускники гимназии имели возможность продолжить пребывание в родных стенах и дальше: три года изучать философию или четыре года — теологию (богословие).
Императоры и лавка ослов
Образование давалось нелегко, но чрезвычайно увлекательно. Между учениками и классами непрерывно шли творческие соревнования. Классы делились, например, на «греков» и «римлян». Если «грек» не мог ответить на вопрос преподавателя, с места поднимали «римлянина», и так продолжалось, пока не звучал правильный ответ.
Увлекали учащихся и межличностные соревнования. Победителю вручали «ценные призы»: медали, книги, иконы, а также награждали почетным званием «император». Тех, кто откровенно ленился или относился к учебе небрежно, отправляли на «скамью ослов». Упорных лодырей и бездельников венчали соломенными коронами, которые нельзя было снимать, пока не исправишься.
Вместе с учебными дисциплинами гимназисты постигали правила этикета разных сословий — от простолюдинов до аристократии. Много внимания уделялось физическому воспитанию: играм, плаванию, верховой езде, фехтованию.
При Полоцком коллегиуме с 1585 года работа театр. Премьеры, как правило, показывали на Рождество, Пасху, после начала и окончания учебного года. Ставились пьесы на античные и библейские темы, сюжеты из отечественной истории. Зачастую постановки посвящали событиям из жизни города и коллегиума, а зрители узнавали самих себя. Спектакли сопровождала музыка в исполнении местного оркестра.
Известные и знаменитые
Полоцкий коллегиум на землях Речи Посполитой был далеко не единственным. На современной территории Беларуси насчитывалось более десятка аналогичных учебных заведений, однако только в нем обучалось порядка трехсот студентов и давалось образование, ничем не отличавшееся от лучших университетов Европы.
Здесь читал лекции философ и поэт, «христианский Гораций» Матей Казимир Сарбевский. Преподавателем риторики был Сигизмунд Лауксмин. Студенты восхищались лекциями члена Парижской Академии наук астронома и математика Мартина Почобут-Одляницкого. В Полоцке преподавал профессор Сорбонны Дидъе Ришардо и много других знаменитостей.
Не менее достойными были и ученики. Своих преподавателей с благодарностью вспоминал один из лучших белорусских художников первой половины XIX века Валентин Ванькович. В городе над Двиной постигал тайны искусства российский скульптор и живописец Федор Толстой, будущий историк и археолог Константин Тышкевич, писатель Никодим Мусницкий.
Габриэль Грубер
Яркий след в истории Полоцкого коллегиума оставил ученый и один из руководителей Ордена иезуитов Габриель Грубер. Он получил блестящее образование в университетах Граца и Вены, где с одинаковым успехом изучал философию и теологию, математику, физику и механику, астрономию, живопись и архитектуру. Грубер имел ученую степень доктора медицины и владел десятью языками. Казалось, невозможно найти такую сферу человеческой деятельности, в которой природа не наделила талантом этого человека. Его слава ученого шла параллельно со славой прекрасного кулинара.
Отец Габриэль преподавал механику, экспериментальную физику, архитектуру и рисование. Он мечтал превратить коллегиум в университет и настойчиво шел к этой цели. По его настоянию и проекту возвели новый трехэтажный корпус, в котором расположился физико-механический, астрономический, минералогический и химический кабинет, а также архитектурный зал, которые оснастили самым современным оборудованием.
Студенты наблюдали звездное небо через самый передовой телескоп того времени длиной в два с половиной метра. Для физических экспериментов предназначались три электрические машины. Минералогический кабинет знакомил с образцами горных пород, драгоценных камней, металлов, окаменевшими останками животных, рыб и растений. В архитектурном зале хранились десятки моделей и копий зданий, мостов, колонн различных эпох.
В одном из механических кабинетов неподготовленному посетителю могло показаться, что он попал в королевство чудес. По залу ездил в коляске железный древнеримский бог любви Купидон. В магазине торговал купец-автомат из металла, рядом играл на клавесине механический музыкант. Взглянув в окно со специальным зеркалом, можно было нечаянно увидеть самого себя на кресте под колокольней базилианского монастыря. Автором большинства из этих механизмов и изобретений был сам профессор Грубер.
Благодаря ему и единомышленникам в конце XVIII века Полоцкий коллегиум достиг уровня высшего учебного заведения. Там изучали польский, белорусский, русский, французский, немецкий, латинский и греческий языки. Кроме прежних дисциплин, в программе были теоретическая и практическая механика, экспериментальная физика, высшая математика, военная и гражданская архитектура, теория живописи, психология, этика.
Рубенс и механическая голова
Коллегиум гордился картинной галереей и музеем, открытым при Грубере. Посетители восхищались творениями Питера Пауля Рубенса «Смерть Архимеда» и «Поиски могилы Архимеда». Подолгу стояли у очень хороших копий произведений Рафаэля и Тициана, а также портретов героев европейской истории.
Одной из наиболее ценных частей музейной экспозиции была коллекция древних монет, занимавшая семь больших стеклянных витрин. Рядом хранились древние рукописи, уникальные археологические находки, оружие различных племен и народов, огромная коллекция раковин.
Главным чудом коллегиума считалась созданная учащимися механическая голова. В одном из музейных залов высоко в стене висела большая голова старика с седыми волосами. Его глаза смотрели то ласково, то со скрытой улыбкой, то сурово и угрожающе. Но больше всего удивляло, восхищало и пугало посетителей то, что голова умела разговаривать. Экскурсовод предлагал задать вопрос на любом языке, и тут же бес промедления звучал точный ответ на том же языке.
600 студентов и 40 профессоров
Мечта Габриэля Грубера об университете исполнилась уже после его кончины. В 1812 году российский император Александр I после многочисленных просьб местной аристократии и знати подписал указ о преобразовании Полоцкого коллегиума в Академию со всеми университетскими правами. Древний город над Двиной отметил это событие торжественными богослужениями, фейерверком и балами. Приветственные речи и стихи по случаю праздника звучали на семи языках, включая белорусский.
Студентов ждали три факультета: теологический; языков и литератур; свободных искусств и философии. В дополнение к прежней программе коллегиума на филологическом факультете изучался древнееврейский, итальянский и арабский язык. К многочисленным дисциплинам добавили право, статистику, политическую экономию, минералогию, тригонометрию, зоологию и ботанику. Обучение велось преимущественно на польском языке.
В академическом издательстве печатали учебники, словари, трактаты, календари и художественные произведения. Выходил научный журнал «Полоцкий месячник». Библиотечный фонд составлял свыше 40тыс. книг и фолиантов, среди которых были три рукописных Евангелия XIV века и большая коллекция великокняжеских грамот.
Высшее образование в Полоцкой академии получали шестьсот студентов. Как и в Виленском университете, это были преимущественно граждане Российской империи: царства Польского и западных губерний. Большинство профессоров также были подданными государя-императора.
Из академических аудиторий свой путь в науку начинал историк Константин Тышкевич, естествоиспытатель Яков Наркевич-Иодко, писатель Юзеф Масальский. Здесь учился будущий мастер изящной словесности Ян Барщевский. Воспитанник Академии профессор Максимилиан Рила стал исследователем Сирии, Египта и Судана, а также вошел в число основателей университета в Бейруте.
Конец и новое начало
Полоцк оставался университетским городом всего восемь лет. Профессуру обвинили в разжигании антиправительственных настроений среди студентов. В одном из доносов сообщалось, что на мотивы русских народных напевов студенты поют «песни бунтовщиков, вышедшие из шайки Костюшко».
В 1820-м царским указом Полоцкая академия была закрыта. Всех монахов Ордена иезуитов, под покровительством которого находилось учебное заведение, выслали за пределы Российской империи.
Последующие десять лет в академических стенах существовала высшая школа католического ордена иезуитов, которую царские власти без объяснения причин закрыли в 1830-м. Городу пришлось навсегда проститься с бесценной академической библиотекой. В российские столицы отправили 256 пудов редких книг, включая Полоцкую летопись – бесценное свидетельство нашей древней государственности. Вместе с ними город лишили музейных коллекций и лучших произведений картинной галереи. Были уничтожены сложные системы управления автоматами, а знаменитую механическую голову выломали из стены и выбросили, как «вредную для умов забаву».
Последним предназначением бывшей коллегии иезуитов был госпиталь Министерства обороны. В 2001-м, благодаря участию Президента страны, было решено вернуть городок министерству образования.
Сегодня в старинных стенах бывших коллегиума и Академии снова звучат голоса студентов и преподавателей. Здесь находятся факультеты Полоцкого госуниверситета. Современное учебное заведение отсчитывает свою историю с момента основания Полоцкого коллегиума. Если попадете в Полоцк, обязательно посетите университет, где туристов ждет захватывающая экскурсия. Вы увидите не только интересную музейную экспозицию и восстановленные аудитории и залы, но и сможете на нескольких языках задать вопросы механической голове. Она, кстати, как и в давние времена, отлично говорит по-белорусски.