Величайшие мистификации истории: как Александр I стал старцем Федором Томским

В истории множество нераскрытых тайнам и неразгаданных загадок. Одной и из них является скоропостижная кончина императора Александра I зимой 1825 года. Имеющиеся факты позволяют предположить, что смерть была ловкой имитацией, а сам государь стал монахом-отшельником и умер сорок лет спустя в Томске под именем старца Федора Кузьмича. Причиной столь кардинальных изменений в судьбе могло стать желание отмолить тяжкий грех, лежавший на душе российского самодержца и связанный с убийством собственного отца — Павла I.

Фото:avatars.mds.yandex.net

Сенсация не состоялась

Со стороны может показаться, что разгадать загадку совсем просто – нужно вскрыть императорскую гробницу в Петропавловском соборе и провести генетическую экспертизу останков. Столь значимое историческое исследование могло претендовать на мировую сенсацию, но многочисленные запросы экспертного сообщества были отклонены чиновниками правительства без объяснения причин.

Академик И.Шкловский в автобиографии пишет, что в свое время ему довелось тесно общаться с человеком, принимавшим непосредственное участие в исполнении секретного декрета Совнаркома об изъятии драгоценностей из могил богатых и знатных людей. Дело было в 1921-м. Неизвестный информатор лично вскрывал гробницу графа Алексея Орлова-Чесменского в Юрьевском монастыре. В гробу ничего ценного не оказалось, и останки выбросили в сточную канаву.

Гробница Александра I. СПб Фото:ritual-rus.ru

Нечто подобное могло произойти с местом упокоения Александра I. По косвенным признакам в этот временной период оно также подвергалось «исследованиям».

Гораздо позже знаменитый советский антрополог Михаил Герасимов, создавший методику восстановления облика человека по черепу и мечтавший разгадать тайну Томского старца, трижды по этому вопросу обращался в Совет Министров и напрямую в ЦК КПСС. И каждый раз ему вежливо отказывали под веским предлогом:

«Вдруг Герасимов докажет по черепу, что в Петропавловском соборе лежит не император, а кто-то другой. Церковь тут же сделает святым старца Федора Кузьмича. И получится, что императора канонизировали благодаря помощи ЦК партии? Это немыслимо…».

Свидетельство о смерти

«Факт смерти» Александра I подтвержден официальным протоколом вскрытия тела, которое производил лейб-хирург Д.Тарасов. При этом лично присутствовали генерал-адъютант А.Чернышёв, генерал Дибич-Забалканский и еще девять медиков низшего ранга. В конце документа, полный текст которого прекрасно известен исследователям, находится вывод высокой комиссии: «…смерть императора Александра I наступила в 10.47 до полудня 19 ноября 1825-го в Таганроге. Причиной стала горячка, вызвавшая воспаление мозга…».

Посмертная маска Александра I Фото:mtdata.ru

Серьезный документ, подписанный уважаемыми людьми, должен был положить конец всем домыслам и инсинуациям, но при скрупулезном изучении породил еще больше сомнений и версий. Как оказалось, подробное описание состояния внутренних органов не соответствует окончательному диагнозу. Другими словами, человек, чье тело исследовали медики, умер от тяжелого заболевания. И это может подтвердить даже начинающий патологоанатом.

«Горячка» в современном понимании это вообще не диагноз, а симптоматическая реакция организма на некий болезнетворный процесс, связанная с повышением температуры до 39…40 градусов. Как правило, иммунная система справляется с проблемой самостоятельно. Подобные состояния Александр I испытывал неоднократно и благодаря по-настоящему крепкому здоровью всегда переносил на ногах.

Следовательно, мы либо имеем дело с грубой врачебной ошибкой, либо с участием ближайшего окружения российского императора в исполнении его воли, направленной на имитацию смерти. Забегая вперед, отметим, что лейб-хирург Д.Тарасов начал втайне от всех справлять панихиды по государю-императору только в 1864-м, когда стало известно о смерти старца Федора Кузьмича. До этого ничего подобного за ним не замечали. Кроме этого, после 1825 года финансовое состояние военного врача необъяснимо резко выросло. Находясь на государевой службе, такие суммы он смог бы заработать лет за сто или даже больше.

Любопытно, что практически весь «ближний круг», кроме вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны, задним числом «отчитался» в дневниках о последних минутах жизни государя. Одни из авторов держали его за руку в момент кончины, а другие – неотступно стояли у кровати. Записи Елизаветы Алексеевны непостижимым образом заканчиваются ровно за неделю до «смерти» любимого мужа.

Граф Орлов-Денисов, который сопровождал гроб императора от Таганрога до Петербурга, но не входил в число заговорщиков, пишет в воспоминаниях, что ящик вплоть до погребения ни разу не открывали. Не стали этого делать и в соборе из-за того, что, по утверждению Д.Тарасова, начался процесс разложения тканей тела.

Кого похоронили вместо Александра I

Император занедужил ровно в день скоропостижной смерти фельдъегеря Маскова, который скончался, выпав из экипажа. Это произошло 3 ноября. Его похоронили буквально на следующий день в закрытом гробу при полном отсутствии родных и знакомых. Другими словами, «не по-христиански», что уже странно само по себе. На размышления наводит и тот факт, что внешне служивый статью и лицом был очень похож на самодержца российского.

Александр I Фото:i.pinimg.com

Можно предположить, что для давно задуманной инсценировки смерти сложились благоприятные обстоятельства и такой случай решили не упускать. Труп Маскова отнесли в дом императора и, очевидно, положили в холодный погреб.

Княгиня Волконская в «Рассказах очевидцев последних дней Александра I» упоминает одну интересную деталь. За несколько дней до смерти государя все бродячие городские собаки жутко выли у окон императорского дома и бросались на ворота. Князь Волконский приказал их отстреливать, чтобы не накликали беды. За три дня солдаты убили несколько десятков животных. А может собаки учуяли трупный запах, исходивший из погреба?

Сохранилось и письмо Волконской к императрице-матери Марии Федоровне: «…бальзамирование сделало кожу почти черной. Глаза провалились. Появился «орлиный нос». Черты лица изменились до неузнаваемости…».

Родственникам Маскова, по высочайшему повелению, было пожаловано годовое содержание, положенное фельдъегерю при жизни, оплата всех векселей и другие материальные блага. Местом захоронения они не интересовались. Спрашивается, за какие заслуги такие почести?

Таинственный старец

Осенним днем 1836-го к придорожной кузнице неподалеку от городка Красноуфимска, что лежит в нескольких сотнях верстах от Перми, подъехал мужчина в годах, одетый в простую крестьянскую робу, и попросил сменить подковы на копытах его лошади. Необычная манера разговора, породистая лошадь и дорогой заказ плохо увязывались с внешней простотой. Кузнец был ушлым, на своем веку повидал много разного люда, поэтому послал подмастерья к околоточному.

Странного старика задержали и доставили в участок для выяснения личности и разбирательств. Он назвался Федором Кузьмичом, 70-ти лет отроду, неграмотным и родства непомнящим, поскольку с малолетства жил у разных людей. Суд, состоявшийся в октябре 1836-го, постановил наказать 20-ью ударами плетью и отправить к пермскому губернатору для дальнейшего определения. За неграмотного бродягу расписался мещанин Григорий Шпынев. Губернаторская резолюция на приговоре гласила: «В Сибирь на вечное поселение».

В 1837-м Федор-Александр с очередной партией ссыльнопоселенцев добрался до Ачинска, что в Томской губернии, где несколько лет тихо жил в уединении, отдавая всё свободное время молитвам. В 1842-м переселился в станицу Белоярскую, в которой один из местных жителей даровал ему маленькую избушку.

Федор Томский на смертном одре Фото:siberiantimes.com

Так случилось, что в станице объявился один старый казак, четверть века отслуживший в Петербурге. Он долго всматривался в старца и, наконец, признал в нем «покойного» императора Александра I. Ему, конечно, никто не поверил, но служивый уверенно стоял на своем, поскольку государя с близкого расстояния видел неоднократно и черты лица запомнил навсегда.

Тут очевидцы припомнили, что старик вел себя действительно странно: был Федором, а праздновал именины святого Александра Невского; казался неграмотным, а обладал обширными познаниями в медицине и других науках; часто рассказывал о жизни в Петербурге: о балах, крестных ходах и прочих событиях.

Пришлось Федору Кузьмичу вновь уходить от людей вглубь тайги. Однако, преклонный возраст и угасающие силы не позволяли подолгу жить в уединении. Время от времени он заходил в села, в которых лечил людей травами и молитвами. Молва о святом старце, творящим чудеса исцеления бежала впереди него. Больные шли со всех окрестных деревень.

Однажды, одним из страждущих оказался бывший истопник императорского дворца. Едва услышав знакомый голос, он упал без чувств. Бывший самодержец попросил его никому не рассказывать о неожиданном открытии, но тот не удержался.

Свой земной путь старец Федор Кузьмич закончил в январе 1864-го. Последним его жилищем была уединенная лесная заимка неподалеку от Томска. Люди похоронили его на подворье  Богородице-Алексеевского монастыря. Со временем могила стала местом преклонения и паломничества. Поклонился ей и наследник престола Николай II по пути в Японию через Сибирь и Дальний Восток.

Большевики всё уничтожили. Нет не только самой могилы, но неизвестно и место, на котором она могла находиться.

Любопытная деталь

Существуют разрозненные, но общепризнанные факты, говорящие о том, что последние несколько месяцев своей жизни Федор Кузьмич провел в доме золотопромышленника Хромова в Томске, где и скончался. В 1999-м местная администрация выставила ветхое здание, имеющее статус исторического наследия, на продажу. Один из бизнесменов хотел построить на его месте ресторан.

Дом золотопромышленника Хромова. Томск Фото:tomsk-foto.tpu.ru

Неравнодушная общественность подняла грандиозную шумиху и «встала грудью» на защиту местной достопримечательности, которую считала знаковой для горожан и привлекательной для многочисленных туристов. Неожиданно к ним на помощь прибыла представительница дома Романовых, предложившая весьма приличную сумму для прекращения работ и сохранения здания в существующем виде. Ей отказали.

Вряд ли знатная особа проделала столь длинный и непростой путь ради какого-то сибирского старца. Нет. Она прилетала ради сохранения единственной оставшейся реликвии, неразрывно связанной с последними днями российского императора Александра I.

Читайте нас в: