История забытой железнодорожной катастрофы под Минском

Как сообщали официальные источники, под Минском произошло столкновение пригородного электропоезда и пассажирского состава. Трагедия унесла жизни 22 пассажиров, и еще около сотни человек было травмировано. Эта железнодорожная катастрофа, произошедшая в мае 1977-го, считается самой масштабной в истории Беларуси и по количеству жертв, и по ущербу, нанесенному инфраструктуре. Многие современники о ней не знают ничего.

Платформа Крыжовка. Наши дни Фото:images.aif.by

На майские праздники

Шел 1977-й – год 60-летия «Великого Октября». Страна готовилась «достойно встретить» круглую дату, а трагическое происшествие в районе остановочного пункта «Крыжовка» с многочисленными человеческими жертвами разрушало благостную картину. Поэтому его постарались скрыть от широкой общественности. В нескольких белорусских газетах появились неприметные коротенькие заметки:

«2 мая в 17.10 пассажирский поезд «Гродно – Орша» столкнулся с пригородной электричкой на остановочном пункте «Крыжовка». Имеются погибшие и пострадавшие. Всем нуждающимся безотлагательно оказана первая медицинская помощь. Расследованием причин аварии займется специальная правительственная комиссия. ЦК КПБ, правительство республики, МПС СССР, партийные и советские органы столицы и области, Управление БЖД предпримут все необходимое для оказания всесторонней помощи семьям».

Цепочка случайностей

Майские праздники 1977-го Беларусь встретила прекрасной погодой. Люди традиционно устремились за город, а железнодорожники перешли на усиленный режим работы. Аномально высокая дневная температура воздуха нагревала изолированные рельсовые стыки у светофоров. Существовала высокая вероятность смыкания, и нарушения нормального функционирования системы автоматической блокировки движения.

В день катастрофы солнце нещадно палило с самого утра. После полудня сомкнулись торцы стыка в зоне ответственности семафора №7702. Блокировка сработала штатно, электрическая цепь замкнулась, и загорелся запрещающий красный сигнал. На пульте дежурной по путевому посту замигали лампочки сигнализации, оповестившие о самопроизвольном закрытии пути для движения поездов. Для анализа ситуации к стрелке отправили электромеханика, от которого вскоре пришел вызов ремонтной бригады службы пути.

Пока путейщики разводили рельсы, механик отключил автоматику и перевел семафор на ручное управление. Бригада была опытной, а неисправность ожидаемой и типовой. С решением подобных задач рабочие справлялись неоднократно, поэтому высокое начальство «по пустякам» решили не беспокоить и движение не останавливать, чтобы не создавать конфликтных ситуаций на станциях. Успешно пропустили 12 составов, включая электричку «Олехновичи – Минск».

Нестерпимая жара, возможно, воздействовала на электромеханика, который управлял сигналами семафора. Пропустив очередной электропоезд, он не зажег красный, запрещающий движение по занятой колее, а оставил гореть зеленый – путь свободен. Ничего не подозревающий машинист поезда «Гродно-Орша», не снижая скорости, проследовал по нему навстречу своей смерти.

Катастрофа в Крыжовке. 1977г Фото:train-photo.ru

Сложившаяся ситуация была аварийной, но не катастрофичной. Трагедии могло попросту не быть, если бы не заклинившие двери одного из вагонов электропоезда во время остановки на платформе «Крыжовка». Их перекосило из-за жары. Народу было битком, поэтому дальнейшее движение стало невозможным. Пришлось устранять проблему. Отправление задержали и из расписания вышли. Эти лишние 8 минут и стали одной из причин трагедии. Если бы их не было, то электричка освободила бы путь и составы разминулись.

Был шанс избежать катастрофы и у машиниста пассажирского поезда. Но, как раз в этот временной период Министерство путей сообщения проводило эксперимент по оптимизации штатной численности локомотивных депо. Тогда и сейчас составы водят вдвоем – машинист и помощник. Кто-то наверху решил, что на относительно коротких внутриреспубликанских маршрутах второй человек не нужен. Чем занимался машинист неизвестно, но электропоезд, стоявший на станции, он заметил слишком поздно. Экстренное торможение позволило лишь уменьшить масштабы трагедии, предотвратить которую было уже невозможно.

Стрелочники назначены

Пассажирский состав, влетевший на станцию, фактически смял два последних вагона электрички. Не подлежал восстановлению и локомотив. Все погибшие и основная масса пострадавших были пассажирами пригородного электропоезда.

Членам правительственной комиссии даже не пришлось думать, чтобы «назначить» виновных в трагедии – в роли «стрелочников» оказались «стрелочники». Правда, не все, а только мастер, который «не доложил», «не принял», «не предотвратил». Наказание также понес электромеханик, дежурная по посту и машинист поезда. К катастрофе привела цепочка нелепых случайностей.

Читайте нас в: