Старинный русский городок Скопин на Рязанщине и сегодня немноголюден, а в конце XIX века был совсем небольшим даже по меркам того времени. 13 тысяч жителей, несколько кустарных производств, около десятка церквей. И в этом типичном российском захолустье случилась история, потрясшая всю тогдашнюю Россию, название маленького уездного городка не сходило со страниц столичных газет несколько лет.
Всё началось в 1863 году, когда скопинские власти задумали обзавестись собственным городским банком. Банки, акционерные общества, коммерческие товарищества в пореформенной России создавались повсеместно. Директором Скопинского Городского Общественного банка назначили Ивана Рыкова, молодого человека, уже успевшего хорошо зарекомендовать себя на муниципальной службе. Дивиденды банка предполагалось делить на три равные части: на нужды города, на благотворительность и на увеличение уставного капитала банка.
Крупных капиталов в самом Скопине не было, и Рыков стал привлекать «внешние инвестиции». Публиковал в столичных газетах рекламные объявления с обещаниями будущим вкладчикам неслыханно больших процентов, 7,5% вместо обычных в то время 3%. В банк стали поступать крупные суммы и от вкладчиков, среди которых было много крупных монастырей по всей Россиии, и от выпуска ценных бумаг. Активы банка и его уставный капитал стремительно росли, Иван Рыков выделял огромные суммы на различные благотворительные проекты, пожертвования церквям и монастырям, и даже создал дочернюю компанию — акционерное общество «Скопинские угольные копи».
А в 1882 году банк неожиданно лопнул. Впрочем, неожиданностью это было для всех, кроме самого Ивана Рыкова. Как выяснилось, ещё в первые годы своего существования банк публиковал фальшивые отчёты, а деньги вкладчиков расходовались на крупные взятки городским чиновникам, многие из которых получали от Рыкова регулярное «жалованье». В городке процветало безудержное пьянство и царил произвол, Рыков превратился в неформального «главу города». Огромные суммы уходили из банка безо всякого оформления, зачастую по устному распоряжению директора, которого редко видели трезвым.
Чудовищный размах «скопинской афёры» стал понятен лишь на суде. За 19 лет существования банка у вкладчиков было похищено 12 миллионов рублей, удалось найти денег и имущества на погашение долга лишь на 800 тысяч рублей. Оказалось также, что среди шести тысяч вкладчиков банка только 19 были жителями Рязанской губернии, жителей самого Скопина среди них не оказалось ни одного. А в угольные копях не было добыто ни фунта угля.
Ивана Рыкова суд приговорил к бессрочной каторге в Сибири. Он умер в пересыльной больнице, пробыв на каторге 15 лет.
Владимир Царан