Казалось бы, кого, кроме специалистов-агрономов, могла привлечь коллекция каких-то русских почв? Тем более в Париже, на Всемирной выставке! Где посетители могли видеть первые в мире автомобили, сфотографироваться в первой фотокабине, прослушать первые звуковые записи на фонографе Томаса Эдисона, поговорить по первому телефону Александра Белла! Журналисты и писатели, съехавшиеся в Париж летом 1889 года со всего света, называли выставку «праздником стали и электричества», а тут, представьте себе, образцы почвы….
И, тем не менее, в российском павильоне выставки, где была представлена коллекция основоположника почвоведения, профессора минералогии и кристаллографии Санкт-Петербургского университета Василия Докучаева, был постоянный аншлаг, раздавались возгласы удивления и восхищения. Такую реакцию пресыщенной выставочными «чудесами» публики вызывал «Куб чернозёма», образец российской чернозёмной почвы, монолитная земляная глыба правильной кубической формы. Каждая грань куба равнялась одной сажени, или 2,16 метра. В Европе в то время почва с чернозёмным слоем в один метр считалась «сверхплодородной», а тут — целая сажень! «Куб» для Парижской выставки был извлечён из земли в Панинском уезде Воронежской губернии.
Интересный факт: официально Российская империя участия в Парижской выставке не принимала. Правительство Франции приурочило её к 100-летию казни восставшими парижанами короля Людовика XVI и началу Великой французской революции. Россию, как и другие монархические государства тогдашней Европы, такой исторический статус мероприятия не устраивал. Поэтому Экспонентами Русского павильона были частные предприятия и общественные организации. «Куб чернозёма» представило на Всемирную выставку Вольное экономическое общество. Это обстоятельство, однако, не помешало присуждению коллекции российских почв Золотой медаль выставки. Фотографии уникального экспоната не сохранились.
По окончании выставки в октябре 1889 года «Куб» был передан на хранение в Сорбонну, главный университет Франции, где он хранился почти 80 лет. Однако в 1968 году в университете случилась своя небольшая революция — студенческие волнения. Во время столкновения студентов с полицией «Куб» был разбит. Его остатки хранятся сегодня в парижском Агрономическом институте.
Владимир Царан