Пароход с печной трубой — первый в России

Официальной датой появления первого в Российской империи парохода (их тогда называли пироскафами) считается 1815 год, хотя попытки использовать энергию пара для движения судна по воде предпринимались и раньше. Пароход курсировал между островом-крепостью Кронштадт и петербургской Гаванью на Васильевском острове.

«Елизавет», первый русский пароход. 1915 год. Фото: plinegroup.ru

Создатель первого российского парохода — талантливый инженер и предприниматель Чарльз Берд (1766-1843), шотландец, переехавший в Россию в 1786 году. В России, где его звали Карлом Николаевичем, Берд построил в устье Невы одно из самых крупных в империи литейно-механических предприятий. Примечательно, что контракт на поставку в Санкт-Петербург пароходов первоначально был подписан не с Бердом, а с американским предпринимателем, инженером, изобретателем первого в мире парохода Робертом Фултоном. Но прославленный американец повёл себя «не по-американски», контракт был сорван, Россия не получила по нему ни одного парохода. Высочайшим указом контракт был передан «русскому шотландцу» Чарльзу Берду.

Мемориальная доска в честь Чарльза Берда. Санкт-Петербург. Фото:АКАДЕМИК

Пароход «Елизавет», названный так в честь императрицы Елизаветы Петровны, был, по нынешним меркам, совсем небольшим, всего 18 м в ширину и 4,5 м в ширину. Паровая машина с единственным котлом развивала мощность четыре лошадиные силы и вращала два боковых шестилопастных колеса, диаметром по 2,5 метра . Удивление петербуржцев вызывала дымовая труба на пароходе — она была сложена из кирпича, поскольку топливом для парохода служили берёзовые дрова. При этом труба-дымоход могла служить и мачтой для паруса. Впоследствии, на других пароходах Чарльза Берда, вместо кирпичной трубы устанавливали стальную.

В свой первый рейс пароход «Елизавет», при большом стечении публики, преодолел расстояние от Кронштадта до петербургской Гавани (около 30 км) за три часа с четвертью. Скромный даже для того времени результат, но предприятие Берда развивало производство, и на следующий год мощность машины второго российского парохода составляла уже 16 лошадиных сил. Пароходы стали курсировать между Кронштадтом и Санкт-Петербургом дважды в день, в 1817 году купец Всеволод Всеволжский пустил первый пароход по Волге, и, как говорится, дело пошло… Последний российский колёсный пароход, «Николай Гоголь», завершил свои рейсы в 2012 году.

Владимир Царан

Читайте нас в: