История дела о «блуждающем мертвеце» из-под Лепеля

20 ноября 1845 года к лепельскому уездному исправнику поступило прошение помещика Николая Гребницкого о расследовании дела, связанного с каким-то «блуждающим мертвецом», который будто бы стал приходить в дом 50-летнего крестьянина Григория Пабойни, проживающего в деревне Акулина. «Нечистая сила» выбрасывала чугуны и горящие поленья из печи, наносила побои жильцам и не давала спать по ночам местным жителям. Все доступные методы борьбы с подобными явлениями «народными средствами» были испробованы, но желаемого результата не принесли.

Фото:ic.pics.livejournal.com

Перевернутый в гробу

Помимо жены и детей Григория, в большой хате жили еще три семьи, в числе которых был Илларион Пабойня с женой Устиной и дочерью Феклой. Утром 11 июля 1845 года возле дороги, ведущей к фольварку Горбатица, в котором крестьяне отрабатывали барщину, Иллариона нашли без сознания. В тот же день он скончался и уже вечером был похоронен на местном кладбище после отпевания приходским священником Стефаном Заблоцким.

Через три дня жильцов их общего дома начали беспокоить ночные визиты умершего. Очевидцы утверждают, что первое время покойный только заходил в сени и стучался в двери. Затем действия приняли агрессивный характер: он выбрасывал дрова из печи, срывал одежду со своей вдовы и так сильно ее щипал, что на теле оставались синяки.

Обеспокоенные крестьяне неоднократно обращались за помощью к церковнослужителям: сначала Заблоцкий, а потом новоосвященный приходской священник Иван Перебила отслужили обедни по усопшему и освятили дом, но их усилия должного эффекта не произвели. Дело дошло до того, что односельчане разбились по парам и каждую ночь дежурили вместе с жильцами «проклятой хаты». «Воскресший мертвец» продолжал буянить, выбирая всё новые и новые жертвы из числа членов своей семьи, знакомых и близких.

Фото:i.ytimg.com

В отчаянии крестьяне отправились на кладбище и раскопали могилу. Откинув крышку гроба, они оцепенели от увиденной картины: покойник лежал на боку, и правой рукой сжимал платок, завязанный на шее. Это была совсем иная поза, чем та, в которой его похоронили.

Григорий полез в яму с целью отсечь покойнику голову, но так и не решился это сделать. Единственное, что смог сделать, так это убрать руку от шеи. Он вылез из могилы чуть живой, лег на землю и довольно долго лежал обессиленный. Другому участнику событий, Константину Оводу, все-таки удалось осуществить задуманное. Могилу закопали и разошлись по домам. И хотя после этого «хождения» мертвеца не прекратились, но стали более редкими и не такими зловредными.

Отрубание головы, как лучшее средство

Описанный случай не был для того времени единичным и уникальным. В исторических летописях довольно часто встречаются легенды о «блуждающих мертвецах». В частности, фольклорист и этнограф XIX века Павел Шейн описал историю некоего Дрыгеля из деревни Нивки Борисовского уезда, который после смерти якобы часто приходил в дом свой, и раскидывал нехитрую утварь. Чтобы прекратить эти «злодеяния», местные жители раскопали могилу, отрубили мертвецу голову и положили ему между ног.

«Нечисть», подобную упомянутым Иллариону и Дрыгелю, которая вредила людям или домашним животным, в здешних местах обычно называли «вампирами» или «вурдалаками». Хотя, какие-нибудь достоверных свидетельств о том, что они высасывали кровь у живых существ, никогда не было. В этнографическом очерке «Пережитки древнего мировосприятия у белорусов» Адам Богданович называл вурдалаков «чудовищными порождениями первобытного анимизма». Согласно материалам другого этнографа и фольклориста, Михаила Федоровского, ими становились люди, продавшие души черту. После смерти они уже не властвовали над собой и покорно исполняли желания дьявола.

В восточнославянской демонологии «вурдалак» — это, прежде всего, умерший колдун, маг или еретик. Похожие убеждения были распространены и в западноевропейских верованиях, в которых призраки и ведьмы являлись для людей не просто близкими сущностями, а неотъемлемыми частями одной системы. Однако, как видно из описанного выше случая, для белорусских народных поверий XIX века связь между колдовством и «хождением» после смерти была далеко не очевидной.

Почему возвращаются мертвецы

Что же, по представлениям людей, заставляло умерших «возвращаться»? Многочисленные свидетельства, имеющиеся в деле Иллариона Пабойни, к сожалению, не дают однозначного ответа. Исходя из имеющейся информации, можно выделить целый ряд причин, но невозможно точно сказать, только одна из них или все в комплексе настолько повлияли на сознание и восприятие сельчан, что они искренне поверили в «возвращение» покойного.

Во-первых, по славянской традиции, заставить «ходить» умершего мог особый характер кончины: например, когда она была преждевременной, неестественной или насильственной. Конкретный диагноз смерти Иллариона  остался неизвестным. В последние минуты жизни его навещал местный парикмахер, параллельно исполнявший роль эскулапа. С его точки зрения мужчина страдал от туберкулеза, достигшего крайних форм, поэтому надежды на выздоровление не было. Тот факт, что покойный при жизни не отличался хорошим здоровьем, подтвердили еще два человека: администратор поместья и приходской священник. И, тем не менее, для членов его семьи смерть, все равно, пришла слишком рано и неожиданно.

Фото:sursata.ro

За день до кончины Илларион вместе с двумя товарищами отправился отрабатывать барщину. Вечером он не вернулся, но родственники были уверены, что склонный к пьянству «кормилец»,  пьет с дружками в трактире. Подобное случалось регулярно, поэтому ночные загулы никого особенно не удивляли. На следующее утро обеспокоенная Устина отправилась искать мужа, и нашла его лежащим у дороги. Он тяжело дышал, но произнести уже ничего не мог.

Хотя не было никакой надежды на то, что мужчина выживет, обстоятельства, ставшие первопричиной печального конца, остались невыясненными и загадочными. Поэтому крестьяне могли поверить, что Илларион умер «не своей смертью».

Во-вторых, согласно народным поверьям, мертвец мог вернуться, если его последние минуты пребывания на «грешной Земле» прошли с нарушением ритуальных норм. Например, «вурдалаком» запросто мог стать человек, умерший без исповеди. Приходской священник отказался идти к умирающему, сославшись на недомогание, и добавил, что крестьянин исповедовался на Великий пост, а в теперешнем состоянии говорить физически не способен.

В-третьих, важным для успокоения души человека являлось выполнение всех ритуалов во время похорон. Вот как описывает Павел Шейн обряд в том же Лепельском уезде: «Тело покойника после благословения кладут в дощатый гроб, который ставят в красном углу дома и с обеих сторон зажигают восковые свечи. Родственники, особенно женщины, плачут и рыдают подле него, пересказывая при этом все достоинства умершего: как им было легко с ним жить на свете, и чего бояться сейчас, чего ждать, оставшись без него. Тело умершего, не позднее второго дня после кончины, отвозят на ближайшее кладбище и придают земле».

С учетом того, что Иллариона похоронили в день смерти, можно с определенной долей уверенности утверждать, что нарушения общепринятого ритуала имели место. Такое пренебрежение погребальными традициями вполне могло спровоцировать «возвращение» мертвеца.

Наконец, среди свидетельских показаний есть упоминания о бытовых проблемах, существовавших между семьями, которые фактически жили в одном доме. По словам Григория Пабойни, конфликт был улажен после того, как он взял на себя руководство подсобным хозяйством. Но данные слова могут, хотя и косвенно, свидетельствовать, что крестьяне рассматривали обиду и месть со стороны умершего, как одну из возможных причин его «хождения».

Как избавиться от «назойливого» мертвеца

Существует несколько «проверенных способов» избавления от «назойливых» мертвецов, приходящих по ночам. Прежде всего, широко известно, что они возвращаются в могилы с первыми криками петухов. «Нечистую силу» эффективно отпугивают любые действия религиозного характера: звуки органа, песнопения, освящение могил или мест, куда она часто наведывается, а также её перекрещивание при визуальном контакте. В случае с Илларионом подобные технологии требуемого результата не принесли. Ни обедни, отправленные священниками в церкви, ни освящение хаты не остановили «ходячего мертвеца».

Фото:static.topyaps.com

На этот случай «народная мудрость» имела самый радикальный способ — прийти на могилу, откопать гроб, отрубить покойнику голову, положить ее между ног, а в тело убить осиновый кол. Жители деревни Акулина так и поступили. Что б, как говорится, наверняка. Со 100-процентным результатом.

В представлениях крестьян XIX века «нечистая сила» в образе «ходячего мертвеца Иллариона» была не вымышленным мифологическим персонажем, а вполне реальной угрозой. Все, кто свидетельствовал по делу, настаивали, что пережитые ими ночные события не могли быть результатом умышленных действий кого-то из живых. «Нечисть» существовала на самом деле. То, с каким упорством они защищали свою позицию, показывает насколько прочными и устоявшимися были их убеждения.

Следствие по делу длилось почти три года, и только 4 июня 1848-го суд постановил, что все крестьяне деревни Акулина, участвовавшие в осквернении могилы, должны быть наказаны плетьми за свои «предрассудки и суеверия». Количество ударов зависело от степени вовлеченности в деяние, совершенное на кладбище. 30 июня 1849 года приговор исполнили.

Вряд ли земное наказание заставило крестьян усомниться в правильности собственных действий в отношениях «нечистой силой».

Читайте нас в: