История Пинской флотилии

Готовясь к защите восточных окраин в возможной войне с СССР, правительство Польши сделало большую ставку на Пинской флотилию. Ее корабли должны были эффективно взаимодействовать с сухопутными войсками, что позволило бы создать на Полесье сильную линию обороны. Однако страну втянули в войну с нацистской Германией, а речники не оказали достойного сопротивления превосходящим силам РККА, перешедшим границу 17 сентября 1939-го. Многие польские матросы и офицеры оказались в советском плену и были расстреляны возле деревушки Мокраны, что в Брестской области.

Польские мониторы «Торунь», «Варшава» и другие Фото:upload.wikimedia.org

Начало

Пинскую флотилию сформировали в апреле 1919-го. Польский Генштаб принял решение по организации патрулирования на Припяти, для которого привлекли три небольших катера. Им довелось участвовать в столкновении с советскими кораблями под Городищем в июле 1919-го после начала войны между двумя государствами.

Впоследствии части Войска Польского при поддержке речного флота осуществили успешную операцию, в ходе проведения которой удалось захватить Лунинец. В марте 1920-го были ожесточенные сражения под Мозырем и наступление на Киев. Под Чернобылем речникам удалась атака на большевистские подразделения. Вскоре части РККА предприняли успешное наступление и овладели междуречьем Припяти. Личный состав флотилии сошел на берег, а катера затопили.

Польские мониторы на Полесье Фото:novychas.by

О возрождении подразделения заговорили в 1921-м, когда Рижский мирный договор положил конец кровопролитному советско-польскому конфликту. К 1922-му в Пинске создают всю необходимую инфраструктуру и начинают наращивать численность группировки, перед командованием которой ставят задачу по организации дозорной службы в бассейне Припяти.

На случай войны с СССР польский Генштаб разработал оборонительный план «Восток». Он предусматривал, что речной флот маневром и огнем поддержит пехотные части и будет активно участвовать в оборонительных действиях. Не менее важной была и транспортная составляющая. Дорожная система на Полесье 1920-1930-х годов была слаборазвитой, поэтому водные пути играли важную роль в оперативном снабжении частей всеми видами материально-технического довольствия. С этой точки зрения значение Пинской флотилии переоценить невозможно.

С начала 1930-х ее главную ударную силу составляли 6 речных мониторов (класс больших бронированных кораблей, не предназначенных для мореплавания), вооруженных 100-миллиметровыми гаубицами и 75-миллиметровыми орудиями. Помимо них, в состав входили три канонерских лодки, два корабля противовоздушной обороны и два патрульных катера. Кроме этого, еще семь тральщиков должны были заниматься минными заграждениями.

Командующий флотилией — командор Витольд Заянчковский – сконцентрировал усилия на отработке взаимодействия и поддержки действий сухопутных войск. Вначале 1930-х в Польском Генштабе всерьез обсуждалась программа развития соединения. Однако в связи с тем, что она требовала значительных финансовых затрат, было решено растянуть реализацию во времени.

Война

После оглашения скрытой мобилизации в марте 1939-го Пинская флотилия перешла на несение службы по боевому распорядку. Была создана группа «Висла», в задачи которой входила организация защиты побережья. Отдельное подразделение «Припять» выделялось для несения патрульной службы на польско-советской границе. Бронированные польские «мониторы» были основной ударной силой региона, который, после ухода главных частей Войска Польского на Запад, остался практически беззащитным. Корабли воздушной обороны несли дежурство у стратегически важных переправ и мостов. Одной из важнейшей задачей флотилии был контроль водных путей из Вильно на Львов и из Лунинца на Сарны.

Фото:vpk.name

Сразу после начала Второй мировой войны кораблям пришлось бороться с авиацией. Противовоздушной обороне удалось уничтожить около десятка немецких самолетов. Однако, как вспоминают очевидцы, летчикам Люфтваффе чаще удавалось безболезненно проходить заградительный огонь артиллерии и сбрасывать смертоносный груз на переправы. Жилые районы Пинска бомбили не менее жестко. Единственным светлым пятном в кромешном аду был речной порт. Скорее всего, нацисты понимали стратегическое значение этого транспортного узла и оберегали его от ненужных разрушений.

В первых числах сентября 1939-го на базе запасного батальона речников были созданы два батальона морской пехоты. Их командирами стали командор Павловский и капитан Фольтын. Матросов переодели в полевые мундиры Войска Польского, однако офицерам позволили оставить форменные фуражки, а рядовым — прицепить кокарды на пилотки.

15 сентября Пинская флотилия перешла под руководство командующего оперативной группой «Полесье», а еще через два дня начался знаменитый «освободительный поход РККА в Западную Беларусь». Корабли, находившиеся в приграничном районе, попытались с боями прорваться на Запад, однако против них восстала природа.

Необычайно теплое лето вызвало обмеление речных фарватеров, и многие попросту сели на мели. Единственным возможным решением в данной ситуации было затопление флотилии. На дно ушел флагман и другие крупные корабли. На отмели в городской акватории находился «Генерал Шептицкий», используемый для борьбы с немецкой и советской авиацией. При угрозе захвата частями Красной Армии его приказали сжечь.

20 сентября началось эвакуация Пинска. 21 сентября на Королевском канале под Кузличином дорогу польским речникам преградил взорванный мост. Решили затопить корабли, но так, чтобы в будущем их легко можно было поднять и быстро запустить в строй. Непосредственные исполнители приказа торопились, поэтому действовали хаотично. Например, матросы одного из мониторов, стоявшего у деревни Городище, облили бензином боекомплект к 100-миллиметровой гаубице и взорвали корабль. Далее матросы двигались либо на конных повозках, либо пешком. Они тащили на себе все, что смогли унести: оружие, боеприпасы, продовольствие.

Всего на притоках Пины и Королевском канале на дно ушло более 100 различных кораблей некогда могущественной флотилии. 23 сентября в порт Пинска вошла советская Днепровская флотилия.

Генерал Клееберг издал приказ всем частям оперативной группы «Полесье» двигаться в направлении Любешев — Влодавы, а дальше в сторону границы с Румынией. Через два дня он принял решение идти на помощь окруженной Варшаве.

28 сентября состоялась реорганизация батальонов морской пехоты. Они вошли в состав 182-го пехотного полка 60-й дивизии. В дальнейшем им довелось участвовать во многих боях и сражениях.

Часть матросов Полесской речной флотилии вместе с офицерами прикрывала отход подразделений Корпуса Охраны Пограничья. Попала в окружение, и после скоротечного боя оказалось в советском плену. Военнослужащих перевезли в Малориту, где разделили их на две группы: офицеров и рядовых. Первых отправили в лагерь у деревни Мокраны, и впоследствии больше половины расстреляли.

Памятник польским речникам в Мокранах Фото:planetabelarus.by

Вторые оказались в лагере для военнопленных под Житомиром. В 1940-м часть польских речников была отправлена ​​в немецкий концлагерь Мосбург в Баварии. Некоторые из них провели последние дни своей жизни в Освенциме.

Вторая жизнь польских кораблей

После «освобождения Западной Беларуси» советские власти начали проводить работы по подъему и восстановлению затопленных польских кораблей. Артиллерийские корабли «Пинск» и «Торунь» стали, соответственно, «Витебском» и «Смоленском». На них установили более серьезное вооружение: две 122-миллиметровые гаубицы и два 45-миллиметровых орудия.

Катера Днепровской флотилии Фото:img-fotki.yandex.ru

Совместно с тремя легкими катерами — «Винницей», «Житомиром» и «Бобруйском» в составе Днепровской флотилии они участвовали в начальной фазе Великой Отечественной войны. Осуществляли артиллерийскую поддержку сухопутных частей Красной Армии, защищали свои и уничтожали переправы противника.

В июле 1941-го погибла «Винница». Через два месяца экипаж «Витебска», прикрывавший отход частей 37-й армии, был вынужден взорвать  корабль, чтобы он не достался врагу.

«Смоленск» в июне 1941-го участвовал в контрударе советских войск под Бобруйском, а позже — в уничтожении немецкой переправы у Паричей. В конце июля убыл в Киев для ремонта. Позже активно воевал, однако в сентябре 1941-го попал в окружение и был уничтожен командой.

Подписывайтесь на нас в "Яндекс Новости" и "Яндекс Дзен"