Телегин, Крюков, Жуков и другие «мародеры в погонах»

Существуют неписаные традиции ведения войны, одна из которых допускает разграбление покоренных городов солдатами армии-победительницы. По советским законам подобные действия трактовались, как мародерство, и сурово наказывались – вплоть до высшей меры социальной справедливости (расстрел). Однако, учитывая последствия немецкой оккупации, страдания и потери гражданского населения страны И.Сталин неофициально приказал не препятствовать захвату трофеев и пересылке их на родину. Самым известным «захватчиком» стал маршал Г.Жуков, который по степени алчности оказался лишь третьим. Его опередили генералы К.Телегин и В.Крюков. Всего в «гонке за лидером» приняло участие 38 военноначальников. Трое из них впоследствии были расстреляны, а остальные получили длительные сроки наказания.

Иллюстрация Фото:03c1bc7.netsolhost.com

Победителям достается всё

После капитуляции гитлеровской Германии Ставка Верховного командования разрешила солдатам и сержантам, находившимся на территории Германии и стран-сателлитов, один раз в месяц формировать и отсылать на родину посылки весом до 5кг. Соответственно, офицерам среднего звена полагалась посылка до 10кг, от майора и выше – две посылки по 16кг. Внутри не должно быть драгоценностей, оружия, антиквариата, а также предметов, связанных с нацистским режимом. Организация процесса, а также учетные и контрольные функции возлагались на соответствующие комиссии, которые создавались приказами командиров частей.

Второй уровень очистки отправлений от запрещенных вещей находился в контрразведке СМЕРШ. Ее офицеры следили за соблюдением весовых ограничений посылок и изымали из них ювелирные украшения, а также изделия, представляющие художественную или историческую ценность. Виновных наказывали, но нестрого.

Все, что в плане трофеев запрещалось военнослужащим от солдата до полковника, позволялось генералитету. Безусловно, его представители вели себя достойно и действовали исключительно в рамках дозволенного. Но, как говорят в подобных случаях, в семье не без сами знаете кого.

В августе 1946-го военный министр Н.Булганин направил И.Сталину докладную записку, в которой сообщил, что в ходе таможенного досмотра на железнодорожной станции Ковель выявлено 7 товарных вагонов, до отказа набитыми ящиками с мебелью общей численностью 85 единиц. Согласно сопроводительной документации, собственником отправления является маршал Г.Жуков. Среди официальных бумаг имелась и опись имущества, подтверждавшая, что в ящики упаковано 194 предмета мебели: спальни, гостиные, кабинеты, кухни, столовые. Особенно бросался в глаза шикарный гарнитур из красного дерева, украшенный сусальным золотом.

Маршал Советского Союза Г.К.Жуков Фото:i.pinimg.com

Трофейное дело

Объемы ценностей и иного имущества, вывозимого с территории покоренной Германии советскими военноначальниками, И.Сталину были известны. До определенного времени он закрывал глаза на всепоглощающую жажду обогащения, характеризуя ее всего одним словом «Заслужили». Однако, чаша терпения постепенно наполнилась до краев.

В некий момент времени стало очевидно, что непомерная тяга к материальным благам неизбежно приведет к перерождению психологии генералитета, а это уже чревато непредсказуемыми последствиями. Прежде всего, «вождь народов» боялся собственного отстранения от власти, поскольку хорошо помнил «восстание декабристов», многие из которых были героями Отечественной войны 1812 года. С другой стороны, внутренняя политика СССР была направлена на формирование общества служения и созидания, а его генералы своим примером фактически призывали ориентироваться на потребление и обогащение.

В 1946-м И.Сталин поручил руководителю МГБ генералу В.Абакумову лично выяснить, кто в своей жажде наживы перешел все красные линии. Разложение верхушки армии требовалось решительно пресечь на корню, чтобы метастазы не погубили весь могучий организм. Так появилось знаменитое «Трофейное дело» (1946-1948гг.), по которому троих —  маршала Кулика, генералов Гордова и Рыбальченко – расстреляли, а генералов Телегина, Крюкова, Терентьева и Минюка на 25 лет отправили в колымские лагеря. Всего в рамках данного производства сурово наказали 38 представителей высшего командного состава РККА. Практически всех лишили  званий и наград, а имущество конфисковали.

Маршалу Победы ничто не чуждо

Никто не умаляет заслуги маршала Г.Жукова в победе над Германией. Недаром в народе его называли «маршалом Победы». Именно его решительные действия помогли защитить Москву и Ленинград в 1941-м, выиграть Сталинградскую битву и, наконец, взять Берлин. Между этими знаковыми событиями было еще множество битв и сражений, победа в которых была достигнута благодаря полководческому таланту этого человека.

В 1943-м Жуков стал первым «военным» маршалом СССР. Весной 1944-го за успешное проведение операции по освобождению правобережной Украины ему вручили высшую награду родины – орден «Победа» — под номером один. Летом 1945-го на Красной площади он принимал исторический «парад победителей», а осенью был представителем Советского Союза на параде сил антигитлеровской коалиции, прошедшем возле Бранденбургских ворот в Берлине.

После подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, которое произошло в 23.00 8 мая 1945-го (в Москве был 01.00 9 мая) в столовой военного училища вермахта в берлинском пригороде Карлхорст, Жукова оставили в немецкой столице и назначили командующим Группы советских оккупационных войск (ГСОВГ). Фактически, он стал полновластным хозяином захваченной части Германии со всеми безграничными возможностями, вытекающими из столь высокой должности.

Ничто человеческое не чуждо даже легендарному маршалу, а тем более его верным друзьям и сослуживцам.

В этом ряду выделяются: генерал К.Телегин – заместитель Жукова в ГСОВГ, бригадный комиссар; генерал В.Крюков – командующий Вторым кавалерийским корпусом; генерал В.Терентьев – командующий 70-м стрелковым корпусом. Все трое арестованы по «Трофейному делу» и осуждены.

Владимир Крюков в далеком 1933-м командовал кавалерийским полком в дивизии Г.Жукова. Для старшего начальника в решении различных бытовых вопросов он был просто незаменим, поэтому быстро делал карьеру и никогда из ближайшего окружения не выпадал. Летом 1942-го он женился на знаменитой исполнительнице Лидии Руслановой (Прасковье Лейкиной-Горшениной), для которой стал пятым по счету мужем. Говорят, что сердце певицы он покорил шикарными туфлями на французском каблуке, которые где-то умудрился достать под разрушенным Волоколамском.

В.Крюков и Л.Русланова (П.Лейкина-Горшенина)Фото:fs3.fotoload.ru

В умении добывать дефицитные вещи Владимиру Викторовичу просто не было равных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он играл почетную роль главного поставщика ценностей для маршала Жукова. «Себя любимого», безусловно, не забывал, причем настолько, что по степени алчности намного превзошел покровителя.

В материалах совершенно секретного архивно-следственного дела №0046 имеются многостраничные протоколы обыска у четы Крюкова-Руслановой. В числе изъятых ценностей числятся: легковая автомашина «Horch 951А», ранее принадлежавшая А.Гитлеру; два «Mercedes-Benz», «Audi», 208 бриллиантов различной величины, а также множество других драгоценных камней. Помимо этого, в ведомость попало 107кг серебряных изделий; 132 полотна, написанных известными русскими художниками: Шишкиным, Репиным, Серовым, Суриковым, Васнецовым, Верещагиным, Левитаном, Врубелем и другими. А еще 35 старинных ковров и гобеленов ручной работы; десятки антикварных сервизов, бронзовых и мраморных скульптур, сотни дорогих мехов, раритетных  книг на различных иностранных языках, валюта, 700тыс. советскими деньгами и многое другое.

В своеобразном рейтинге трофеев Жукову досталось бы почетное третье место, Крюкову – второе, а недостижимым лидером стал главный политработник советских оккупационных сил в Германии – генерал Телегин. Он отправил на родину 25 вагонов с различным имуществом, одно перечисление содержимого которых занимает десятки страниц машинного текста. Только пять платформ занимали автомобили с запасными двигателями и иными деталями.

Жуков и Телегин (на переднем плане)Фото:historylost.ru

Адекватной наградой за два первых места стали 25 лет колымской каторги. Г.Жукова к уголовной ответственности решили не привлекать. В 1948-м его авторитет в армии был по-прежнему высок, а народная любовь – практически безграничной. Помимо этого, арест столь значимой фигуры наносил ущерб международному авторитету СССР и косвенно бил по его лидеру. Сталин всё прекрасно понимал. Поэтому опального маршала отстранили от командования Одесским военным округом и в феврале 1948-го отправили за Урал, руководить малозначимыми тыловыми частями.

В преамбуле постановления Политбюро ЦК №10 от 20.01.1948г., посвященному лично товарищу Жукову, написано, что с его негласного разрешения далеко не все ценности, изъятые в банках, музеях и дворцах на территории Польши и Германии, сдавались государству. Часть из них стала собственностью маршала и его подчиненных из числа генералов. Речь идет о богатствах, которые сегодня оцениваются в миллиарды долларов. Например, из Рейхсбанка в неизвестном направлении вывези около сотни мешков с валютой. Половина из них досталась Г.Жукову. Помимо золота, бриллиантов, серебра, мехов, дорогих тканей и картин известных мастеров, отдельный интерес представляют сотни книг в дорогих переплетах на различных иностранных языках. Очевидно, их брали исключительно для красоты, чтобы создать в библиотеке богатый интерьер.

Блюдо, которое подают холодным

Месть – это блюдо, которое принято подавать холодным. Своего часа Г.Жуков ждал до самой смерти И.Сталина. В июне 1953-го он помог Хрущеву, Булганину и Маленкову убить Берию и фактически совершить государственный переворот. Практически сразу «Трофейное дело» пересмотрели. Всех осужденных реабилитировали и восстановили в прежних званиях. Некоторые из них потребовали возврата конфискованных ценностей. Но это уже совсем другая история.

Читайте нас в: