«Рука Кремля» или история одного покушения в Беловежской пуще

Многие слышали об активном участнике необъявленной советско-польской войны 1919-1021гг генерале Станиславе Булак-Балаховиче: белом офицере, красном командире и польском генерале. В его тени практически неизвестным остается родной брат Иосиф, погибший в результате покушения, инспирированного, как считают некоторые, Кремлем.

Иосиф Булак-Балахович Фото:tsarselo.ru

Военная карьера

Юзеф (Иосиф) Никодимович Булак-Балахович родился в 1894-м на Виленщине в семье мелких белорусских землевладельцев. Весной 1916-го он поступил на военную службу в Русскую императорскую армию. Через год перевелся в Первый польский корпус под командованием генерала Довбор-Мусницкого. Позже, вместе с братом Станиславом, участвовал в боях с большевиками в Эстонии.

Насчет этнической принадлежности братьев Балаховичей до сегодняшнего дня продолжаются споры. История сохранила слова Юзефа Пилсудского, которыми он охарактеризовал старшего из них: «Сегодня этот человек кажется русским, завтра — поляком, послезавтра — белорусом, а еще через несколько дней вы можете принять его за негра». Вместе с этим неоспоримым является тот факт, что судьба и жизнь братьев Булак-Балаховичей была связана с Беларусью и является неотъемлемой частью нашей национальной истории.

В апреле 1920-го Иосиф и Станислав создали многонациональную армию в составе трех дивизий общей численностью до 14тыс. штыков, которая неоднократно участвовала в жестоких боях с частями Красной Армии, используя партизанскую тактику борьбы. Формально она подчинялась польскому командованию, но фактически в своих действиях была полностью самостоятельна. В белой армии Юзеф дослужился полковника, а в польской — стал генералом.

В октябре 1920-го Сейм потребовал либо разоружить союзнические части, принимавшие участие в войне против большевиков, либо заставить их покинуть территорию Польши. Вынужденная подчиниться, армия Балаховича совместно с бойцами Бориса Савинкова совершает кровавый рейд по Полесью и захватывает Мозырь. Станислав объявляет о создании новой Белорусской народной республики со столицей в Мозыре и провозглашает себя Верховным главнокомандующим белорусскими войсками, а его брат становится командиром Народной добровольческой армии. Однако наступление Красной Армии срывает далеко идущие планы организации рабоче-крестьянского восстания против Советов и остатки «балаховцев» вынуждены уйти за границу.

В Беловежской пуще

После завершения советско-польской войны многие из оставшихся в живых солдат армии Булак-Балаховича решили остаться в Польше и стали приспосабливаться к жизни в мирных условиях. С этой точки зрения наиболее привлекательной выглядела Беловежская пуща, в которой было много работы и хорошо платили. Братья Балаховичи приехали в Беловежу в мае 1921-го. Иосиф вместе с женой Зинаидой и сыном Здиславом сняли дом. Глава семейства занялся размещением своих бывших солдат и организацией их быта. Впоследствии поступил на службу в Дирекцию государственных лесов и отвечал за транспортировку лесоматериалов.

Станислав Булак-Балахович Фото:vatnikstan.ru

Советские разведывательные службы, безусловно, отслеживали деятельность своих непримиримых врагов. В Кремле прекрасно понимали, что основные силы «балаховцев» фактически остаются под единым командованием своих лидеров, что представляет большую потенциальную опасность для СССР. Более того, они компактно проживают в Западной Белоруссии и, в случае военного конфликта, способны воспользоваться богатым опытом ведения партизанской войны. Исходя из совокупности вероятных угроз, был разработан план ликвидации Станислава Булак-Балаховича. Ставка была сделана на то, что устранение «главнокомандующего» деморализует солдат его бывшей армии, которая перестанет быть организованной силой.

Исполнитель

На роль непосредственного исполнителя диверсии выбрали бывшего «народного милиционера» Григория Бойко (по другим данным, его звали Александром). Бойко родился в 1890-м в Гайновке, что на западной оконечности Беловежской пущи. В 1920-м он поддержал большевиков, наступавших на Варшаву, и добровольно присоединился к силам охраны порядка Подляского воеводства.

Ленинская авантюра, как известно, закончилась «чудом на Висле», и в результате ответного удара Войско Польское буквально за несколько недель дошло до Минска. Бойко, который в это время пользовался оперативным псевдонимом «Шумарский», остался на нелегальном положении. Вместе с другими ушел в лес, где зарабатывал на жизнь браконьерством и грабежами.

Москва напомнила агенту о своем существовании летом 1923-го. Ему приказали подготовить и провести ликвидацию Станислава Булак-Балаховича ночью с 11-го на 12-е июня. В назначенное время группа диверсантов заняла позицию на шоссе Бельск — Беловежа в ожидании жертвы.

Польские исследователи утверждают, что Кремль приказал ликвидировать именно Станислава Балаховича, хотя, реальным командиром народной армии был его брат Юзеф. Поскольку архивные материалы по данному делу по-прежнему засекречены, то можно лишь предполагать, почему по делам в Гайновку отправился совсем не тот, кого приказали убрать.

Что же произошло на лесной дороге? Вот как описывала те события одна из польских газет: «Генерал Балахович выехал в Гайновку в 8-30. В 16 часов в ресторане Лукьянюк он встретился с купцом Вишняковым и познакомил того с полковником-«балаховцем» Перемыкиным, который приходится братом командующему 3-й русской армией Борису Перемыкину.  Из Гайновки выехали в 20-30. Спереди повозки сидели Булак-Балахович и Перемыкин, а сзади, на мешках, Вишняков. На половине пути, в районе местности Зверинец, неожиданно из темноты на дорогу вышел человек, который светил электрическим фонариком и хриплым голосом спросил: «Сколько сейчас времени, господа?». Балахович остановил коня, а Вишняков достал карманные часы, посмотрел на них под тусклым лучом света и ответил: «Пять минут двенадцатого». «Первого?» — переспросил незнакомец. «Пять минут двенадцатого», — повторил Вишняков. «Первого?» — опять уточнил неизвестный. Вишняков поднес часы к его лицу и сказал: «Пусть господин сам посмотрит. Пять минут двенадцатого».

В этот момент не выдержал Балахович и спросил по-русски: «Кто вы? И что здесь делаете в столь поздний час?». Незнакомец тихо ответил: «Трудимся». «Где вы трудитесь?» — продолжал Балахович. «В лесу», — последовал ответ. «В каком лесу и на кого вы работаете?», — почти кричал Иосиф. В этот момент свет фонарика резко погас. На фоне ночного неба стали заметны неясные очертания нескольких мужских фигур. Балахович нервно закричал: «Эй, сколько вас там? Все выходите на дорогу». Перемыкин, почуяв неладное, соскочил на дорогу. Раздался выстрел. Балахович упал. Лошадь испугалась, понесла и опрокинула повозку. Ей вслед прогремели выстрелы…».

Далее газета сообщала, что Перемыкин и Вишняков до рассвета отсиживались в лесу. После выбрались на шоссе и спустя некоторое время вышли на рабочих, занимавшихся валкой деревьев, которые отвели их в полицейский комиссариат в Беловеже. Оттуда они позвонили генералу Станиславу Булак-Балаховичу и сообщили о трагедии, произошедшей  с его братом.

Охота на убийцу

Полиция, прибывшая на место происшествия, констатировала смерть Иосифа Булак-Балаховича. В организации покушения обвинили купца Вишнякова, имевшего некий корыстный интерес. Однако, как выяснилось впоследствии, настоящий убийца остался на свободе.

В апреле 1926-го похожим образом убили владельца мясной лавки в Беловеже. Следствие  сравнило два случая и пришло к выводу, что они совершены одним человеком. Через год вышли на Григория Бойко.

В ходе допросов преступник сознался в содеянном и указал на соучастников: Станислава Артишевского, Александра Бартасяка и Михаила Лещука. Суд приговорил всех к казни через повешение. Позже наказание заменили  пожизненным тюремным заключением, которое убийца Иосифа Булак-Балаховича отбывал в лагере, расположенном в Березе-Картузской. В сентябре 1939-го его освободили передовые части Красной Армии. Дальнейшая судьба Бойко неизвестна.

Крест и памятник братьям Балаховичам на месте гибели Иосифа Фото:euroradio.fm

Эпилог

Иосифа Булак-Балаховича похоронили на кладбище в Беловеже. На месте убийства генерала воздвигнули крест. После начала Второй мировой войны много бывших «балаховцев», несмотря на преклонный возраст, встали в ряды защитников отечества. Станислав Булак-Балахович вновь создал партизанский отряд, который громил гитлеровцев в районе Варшавы. Он был убит в мае 1940-го во время попытки захвата сотрудниками гестапо.

Сын Иосифа Булак-Балаховича Здислав служил в Армии Крайовой. Его отряд действовал в районе Новогрудка. Скончался от тяжелого ранения, полученного в одном из боев с немцами в 1944-м. В 1994-м в Беловежской пуще поставили памятник обоим генералам Булак-Балаховичам.

Читайте нас в: