Радиоактивные ливни над Беларусью после аварии на Чернобыльской АЭС: правда или вымысел. Часть 1

Более 30 лет исследователи из разных стран пытаются узнать правду о том, осаждались ли смертельно опасные радиоактивные облака над территорией Беларуси с целью предотвращения заражения густонаселенных районов России (прежде всего, Москвы) и западноевропейских государств. Существует мнение, что в результате искусственных дождей наша страна от взрыва реактора на Чернобыльской АЭС получила ущерб, раз в 30 превышающий тот, который был теоретически возможен при самом негативном сценарии развития событий.

Грозовые облака над Оршей Фото:progomel.by

Очевидцы вспоминают, что, в частности, над Гомелем действительно шли ливни неестественного цвета, а под Могилевом в обстановке строжайшей секретности искали некий «оранжевый порошок». Официальных сведений по данному вопросу нет.  Неофициальная информация небольшими порциями время от времени поступает из-за рубежа. Насколько она правдива — решать вам.

How we made Chernobyl rain

Первый скандал, связанный с чудовищными подробностями ликвидации аварии 1986-го, произошел лишь двадцать лет спустя. В 2007-м авторитетный британский таблоид «Daily Telegraph» опубликовал статью, английское название которой переводится следующим образом «Как мы вызывали чернобыльские дожди». Собственный корреспондент издания Ричард Грэй отыскал в России летчика, бывшего непосредственным исполнителем «особого задания партии». Он рассказал, как над Беларусью бомбил облака йодистым серебром. В жертву принесли почти 100.000 км.кв. ее территории.

«Роза ветров сформировалась таким образом, что радиоактивные облака понесло в  густонаселенные районы России. Под реальной угрозой оказалась Москва, Воронеж, Ярославль и Нижний Новгород. Последствия заражения после выпадения осадков могли быть катастрофическими. Только представьте необходимость отселения такого мегаполиса, как Москва. Отряд работал практически над всей территорией БССР. Удаление от эпицентра взрыва значительно превышало, ныне существующую 30-километровую зону».

Карта радиоактивного загрязнения территории Беларуси Фото:slide-share.ru

Искусственные дожди официальный Кремль категорически отрицает и сегодня. Однако, летчики из специального отряда получили памятные награды по случаю 20-й годовщины ликвидации аварии. Второй советский пилот, согласившийся на интервью, подтвердил, что его экипаж начал «гонять тучи» буквально на третьи сутки после катастрофы.

Первым серьезным западным ученым, долгие годы исследовавшим зоны заражения в Беларуси, стал англичанин Алан Флауэрс. По его выводам, результатом выпадения осадков явилось радиоактивное облучение населения. В отдельных районах страны реальная доза превышала допустимую норму в 15-30 раз. Радиация нанесла серьезный ущерб здоровью, в первую очередь, детского населения республики. Об опасности проливных дождей местных жителей никто никогда не предупреждал.

После обвинений Москвы в преднамеренном вызове «смертоносных ливней», сделанных в 2004-м, Флауэрса не только выслали из Беларуси, но и внесли в «черные списки» нежелательных гостей.

Можно ли вызвать дождь в принципе

У вдумчивого читателя неизбежно возникнет вопрос о существовании самой возможности искусственных ливней. С точки зрения теории, технология достаточно проста. Чтобы вызвать осадки, влагу необходимо сконцентрировать в неком конкретном облаке, а чтобы не допустить их выпадения, наоборот, рассредоточить. Как это сделать практически?

В последнем случае, как правило, достаточно пролета одного либо нескольких крупных самолетов через облака. С образованием дождевых капель несколько сложнее. Без применения специальных «конденсаторов влаги» не обойтись. Самым известным из них является серебряная пыль, уникальные «дождевальные» свойства которой известны еще с XVIII века. Американские фермеры разжигали огромные костры и «дымили на всю округу». Говорят – помогало. Основным современным химическим компонентом является азотнокислое серебро.

Схема воздействий на облака Фото:upload.wikimedia.org

Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС поднял на огромную высоту твердые частицы ядерного топлива. Точные цифры либо засекречены, либо неизвестны. Предполагают, что суммарный объем выбросов мог составить 10-15%. Образовавшееся радиоактивное облако, теоретически, могло существовать сколь угодно долго, создавая реальную опасность заражения местности по всей траектории своего движения. Одним из расчетных направлений, как уже известно, была Москва и ее окрестности. Согласно имевшемуся прогнозу погоды, перед столицей или прямо над ней облако неизбежно пересечется с грозовым фронтом и наполнится влагой. В результате ливней всё содержимое попадет на землю. Это катастрофа колоссального масштаба.

Особо секретный проект «Циклон»

О существовании в Советском Союзе особо секретного проекта «Циклон», естественно, практически ничего неизвестно, кроме скупой исторической справки. Она сообщает о том, что в 1970-е несколько стратегических бомбардировщиков Ту-16 в целях проведения комплексных исследований термодинамических параметров атмосферы были переоборудованы под «метеорологические лаборатории» с условным обозначением «Ту-16Н «Циклон»». В частности,  группа из двух экипажей «разгоняла облака» на Олимпиаде-80, а также участвовала в ликвидации аварии в Чернобыле. Вооружение – специальные держатели для кассет с реагентами и контейнера для «цемента марки 600». Как говорится, ни о чём.

«Ту-16Н «Циклон»» Фото:russianplanes.net

В 2006-м «Российская газета» опубликовала интервью с летчиками из упомянутой группы по случаю их награждения орденами Дмитрия Донского. Эта награда учреждена Русской Православной Церковью и вручается, в том числе, людям, мужественно защищавшим Отечество. Статья называлась «Двадцать лет назад они спасли Москву от ядерной катастрофы».

Под проект выделили два бомбардировщика, с которых сняли артиллерийское вооружение и замаскировали под гражданские лайнеры. На освободившееся место установили комплекс КДС-155, предназначенный для отстрела 50-миллеметровых патронов с йодистым серебром. В разовом боекомплекте было 940 боеприпасов. Каждый из них делал в облаке «дырку» радиусом полтора километра, через которую на землю выливалось его содержимое.

Существовали и экспериментальные метеорологические бомбы. В Чернобыле их их не применяли. На балочные крепления подвешивали специальные контейнеры, заполненные неким веществом, которое техники называли «цементом 600». К строительным смесям оно никакого отношения не имело и также являлось неизвестным химическим реагентом.

Летали, как правило, через день. Иногда дважды в неделю. Экипажи чередовались, но оборудованный борт был один. Среднее полетное время – 6 часов. Высота максимальная – свыше 12 км. В таком режиме группа работала до первых устойчивых морозов, пришедших в регион в начале декабря.

Напомним, что крейсерская скорость Ту-16 составляет 840 км/час. Максимальная дальность полета (без дозаправки в воздухе) превышает 5 тыс. километров. На его базе созданы десятки различных модификаций, в том числе, и пассажирский самолет Ту-104. На представленном фотоснимке запечатлен именно боевой самолет, поскольку в хвосте хорошо просматривается кабина для стрелка, защищавшего заднюю полусферу бомбардировщика во время полета. В гражданских версиях она отсутствует.

Свою работу орденоносцы считали будничной и рутинной. Сидели в ожидании команды на вылет. Она поступала после обнаружения метеослужбой очередного циклона. Подлетали к нему, расстреливали, производили необходимые замеры, фиксировали результаты. И так изо дня в день. Ничего героического.

Правда, о районах «боевых действий» распространяться не рекомендовали. За полгода их было немало.

О тяжелых последствиях радиационного заражения тогда многие попросту не знали, хотя, соответствующий курс в военных училищах был обязательным. Первые признаки опасности появились во время посадки на аэродром в Белой Церкви уже после выполнения задания. С момента катастрофы прошло почти 9 месяцев. Дозиметристы в панике бросали измерительные приборы на землю и убегали от самолета на максимальных скоростях. Обмундирование (высотные костюмы, шлемы, пистолеты, парашюты) категорически отказались принимать на хранение, а экипаж поселили в летной гостинице отдельно от всех. Бомбардировщик ежедневно мыли на протяжении двух недель. Отмыли либо нет – неизвестно.

Отряд расформировали в 1992-м. Чернобыльская «тушка» не летала и хранилась на удаленной стоянке аэродрома в Чкаловском. Потом ее утилизировали.

Существует и альтернативная версия, полностью опровергающая факты, изложенные в материалах британского и российского журналиста. Продолжение следует.

Читайте нас в: